Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион
75 лет Великой Победы

Как орловские чекисты встречали немцев

3 октября 1941 года немецкие войска заняли Орёл и Кромы. Угроза захвата нависла над остальными районами области.

Уникальные рассекреченные документы, хранившиеся на протяжении десятилетий в архивах УФСБ России по Орловской области под грифом «Совершенно секретно», сохранили сведения о начале вторжения гитлеровских войск на территорию Орловщины.

Немецкий бронепоезд

Свердловский район для гитлеровцев представлял особый интерес, поскольку располагал большими запасами зерна и прочего продовольствия.

С 3 октября по 1 ноября 1941 года руководство района находилось в пос. Змиёвка. Об этом в докладной записке начальнику УНКВД по Орловской области сообщал лейтенант госбезопасности Луговой, начальник райотдела НКВД: «31 октября враг на бронепоезде занял ст. Становой Колодезь и продвигался к ст. Еропкино. Получив эти разведданные, мы решили отойти из районного центра в с. Куракино, расположенное в шести километрах от железной дороги. Также было принято решение об эвакуации скота и вывозе продовольствия с территории района».

По сведениям Лугового, в кратчайшие сроки зерно и продовольственные товары из Свердловского района были вывезены полностью. Несколько хуже обстояло дело с эвакуацией скота и тракторов МТС.

«Одной из причин стала плохая погода, слякоть и грязь, - уточнял Луговой. - Также имела место быть некая неорганизованность руководства районных организаций и низовых партийно-советских аппаратов. В результате незначительную часть скота и техники эвакуировать не удалось».

3 ноября под обстрелом врага аппарат НКВД вместе с руководством района вынуждены были покинуть с. Куракино и отойти в соседний Покровский район.

«Важнейшие объекты, такие как заводы, нефтебазы и склады, в Свердловском районе нами были уничтожены», - сообщал начальник РО НКВД.

6 ноября лейтенант Луговой вместе с председателем райисполкома и бойцами местного отделения НКВД проникли в Свердловский район, чтобы взять «языка» или завладеть трофейным оружием. Но попытка провалилась. Однако чекистам удалось схватить предателя, который выдал фашистам одного из оставшихся в районе милиционеров.

Отступая с территории района, лейтенант госбезопасности Луговой оставил в тылу врага шесть работников аппарата РО НКВД для проведения диверсионной работы.

Остались в тылу врага

5 октября аппарат Шаб­лыкинского райотдела НКВД также был вынужден отойти из района по причине вступления на его территорию фашистских танков и мотоциклов. Об этом руководство областного управления НКВД информировал сержант госбезопасности Горжеляк, занимавший должность начальника местного отделения НКВД.

«4 октября в 19 часов разведка донесла, что из Кром через Сосково в Шаблыкинский район идут 28 танков, - сообщал он. - В 20 часов из Рыбинского сельсовета сообщили, что в д. Рыбье (7 км от райцентра) пришли указанные танки, остановились и никаких действий не совершают. Одновременно было донесение из Сомовского сельсовета, что в д. Сомово прибыло семь танков, которые двинулись в сторону Шаблыкино».

Силами партизанской группы и строительного батальона, имеющихся в д. Сомово, два танка из семи было выведено из строя воспламеняющейся жидкостью. Путь оставшимся пяти танкам преградил взорванный мост.

«У моста они остановились и выстроились в ряд, - докладывал Горжеляк. - Через час танкисты открыли люки, вылезли наружу и стали закуривать. Стоявшая воинская часть в Шаблыкино попыталась обстрелять фашистов. Но в ответ они развернули два орудия в сторону парка, где находилась больница, а затем штаб, и произвели два орудийных залпа. После этого мной было дано задание поджечь редакцию, вывести из строя радиоузел и коммутатор на почте. Из продуктовых складов в районе была одна РПС, в которой продуктов к моменту прихода фашистов не было - их исчерпали воинские части, находившиеся в районе».

Отступая, сержант Горжеляк оставил в районе 13 диверсионных групп по 5-7 человек и истребительный батальон.

«Из числа диверсионной агентуры осталось 32 человека, - уточнял он. - Всем оставшимся в тылу врага агентам для конспирации были заменены документы».

Зарево над Болховом

Сведения об обстоятельствах захвата г. Болхова сохранились в докладной записке начальника райотдела НКВД лейтенанта госбезопасности Захарова. Он сообщал вышестоящему руководству, что 7 октября 1941 года вечером часть немецких войск, находившихся в 12 км от г. Орла на болховском шоссе, обошла с правого фланга советские части, занимавшие оборонительную позицию.

«Появление противника около Болхова ожидалось в ночь на 8 октября, затем в течение дня и в ночь на 9 октября 1941 года», - уточнял он.

Этим же вечером командующий обороной г. Болхова полковник Грачёв сообщил Захарову, что наши оборонительные войска слабо вооружены. Солдатам не хватает винтовок, ручных пулемётов и патронов к ним. Также отсутствуют средства противотанковой борьбы.

«Учитывая данное положение, мною из ресурсов РО НКВД и истребительного батальона в распоряжение полковника Грачёва были переданы три ручных пулемёта с дисками, 3000 винтовочных патронов, 250 бутылок с бензином, свыше 100 листов фосфорной бумаги, 20 кг аммонала, 800 граммов тола, бикфордов шнур и 75 кг охотничьего пороха», - отчитался Захаров.

Примерно в десятом часу 9 октября в пригороде Болхова на окраине Деевской слободы со стороны Орла послышались две короткие пулемётные очереди, вслед за которыми загорелась крыша одной из построек слободы.

Спустя некоторое время по шоссе к городу подошли восемь танков противника, которые открыли огонь по нашим частям и штабу Болховского истребительного батальона. Следом за танками к городу стали подходить до 7 немецких бронемашин и до 15 мотоциклов.

«Мост через реку Нугрь был взорван уже под обстрелом немецких танков, - сообщал Захаров. - Но это задержало продвижение войск противника на короткое время: они обошли реку севернее Деевской слободы и вошли в город. Предприятия города Болхова, которые противник мог использовать в военных целях, к этому времени были сожжены. Также поджогу подверглись помещения райисполкома и районного отделения связи».

По словам Захарова, зарево над Болховом было видно всю ночь с 9 на 10 октября.

В Болховском районе чекисты оставили два партизанских отряда. Один из них, численностью 50 человек, возглавил участковый уполномоченный милиции Проничкин. Вторым отрядом, насчитывающим 30 человек, командовал инструктор РК ВКП(б) Третьяков. Для работы в тылу противника было оставлено и три диверсионные группы общей численностью 26 человек.

«Отряды и группы были обеспечены десятидневным продовольствием, вооружены охотничьими ружьями», - докладывал лейтенант госбезопасности Захаров.

Автор: Александр Ветров
4 мая 2020 16:06
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~4IwFN
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости