Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион
75 лет Великой Победы

Огненное небо Павла Жигарева

К 120-летию Главмаршала авиации и Главкома ВВС СССР.

На Год 75-летия Победы, очевидно, не случайно выпало большое число юбилеев выдающихся авиаторов Советского Союза. В Почётной когорте - Павел Фёдорович Жигарев, оставивший за 63 года значительный след в летописи «Сталинской» авиации.

Первое преодоление пространства и просторов произошло в день рождения будущего командующего ВВС РККА и замнаркома обороны - на стыке веков, 6 (19) ноября 1900 года, в тверской деревне Бриково. С измальства крестьянский сын привык к посезонным хлопотам на кормилице-земле, хотя семья относилась к бедноте, как и большинство земледельцев и животноводов Весьегонского уезда.

Революция и Гражданская война, «взившись волнами» вслед великожертвенной Первой Мировой, усугубили классовое расслоение общества под девизом разрушения старого во благо строительства нового мира. В 19 лет Паша уже воевал с белыми, вступив под Боевое Знамя Армии рабочих и крестьян, проявил храбрость и солдатскую смекалку. Пригодился на Родине, в запасной кавалерии, однако в крупные сражения его полк не попал.

Впоследствии боец остался при лошадях. Прилежно учился в 4-й кавалершколе командиров, верховодил взводом кавалерии. Спустя год после смерти Вождя диктатуры пролетариата - подал рапорт о зачислении на учёбу авиаделу. В тот же год его отправили в Ленинград, в военшколу авиаторов-наблюдателей.

Завершив обучение в 1927-м, Павел учительствовал в ряде ВАУ, одновременно изучая военную азбуку и стратегмы в прославленной ВВА имени Н.Е. Жуковского, в числе первопроходцев пройдя её курсы в 1932-м, когда только налаживалась «дружба» военкадров СССР и Германии.

Сгорел Рейхстаг, фашиствующие триумфаторы пришли к власти. В чёрный для Фатерланда и Европы год адъюнкта Академии Жигарева переводят на пост начштаба авторитетной Качинской ВАШ. Несмотря на массу штабных задач и проблем, волевой офицер параллельно прошёл и её курсы, подружившись со многими лётчиками - будущими Героями воздушных боёв в Китае, Испании, на Халхин-Голе, в Финляндии и в годы Великой Отечественной...

В середине 30-х Павла Фёдоровича назначали командовать эскадрильями, авиаполками, крылатой бригадой. От репрессий его спасла боевая работа во главе опергруппы добровольцев, истреблявших летучих самураев на земле и в небе Поднебесной. Русские мастера пилотажа и снайперства поддерживали военнослужащих под флагом Чан Кай-ши. Тут совершил первый советский таран смельчак Антон Губенко. «Жигаревцы» участвовали в создании китайской ПВО, выступили инструкторами Гоминьдановских ВВС, привлекая по учпрограмме в основном самолёты КБ Н.Н. Поликарпова. Не скоро малоизвестные факты истории Краснозвёздных ВВС лягут страницами под переплёты произведений участников «командировки» - «Рыцари пятого океана» А.Г. Рытова, «Я - истребитель» Г.Н. Захарова, в коллективный сборник лётчиков-добровольцев «В небе Китая. 1937-1940»...

В Год Памяти и Славы считаю долгом писателя-соотечественника назвать легендарных лётчиков Страны Советов, помогавших народу Китая в кровавой войне со сверхжестокими японскими агрессорами, провозгласившими «Великий Азиатский Путь Сопроцветания». За вершинами гор и Великой Стеной, обрели бесценный опыт отважные пилотажники Ф.П. Полынин, М.Г. Мачин, Ф.И. Добыш, Д.А. Кудымов, Г.И. Тхор, А.С. Благовещенский, И.Н. Анисимов. Вместе с ними и П.Ф. Жигаревым отличились высокорезультативностью побед и оперативным планированием воздушных операций - П.В. Рычагов и Т.Т. Хрюкин, К.К. Коккинаки, Г.П. Кравченко, С.П. Супрун и Г.А. Кулишенко. Не было равных храбрейшим добровольцам: Н. Терехову, А. Рахманову, И. Гурову, В. Песоцкому, М. Кизельштейну, Д. Кулешину, Ф. Гурлею, товарищу Воробьёву. К неизбывной скорби родных и друзей, они (крайние) погибнут в боях, пополнив трагичный список свыше 200 авиаторов, отдавших жизнь за свободу и независимость Китая.

Благодаря бесстрашию и лётному профессионализму, 14 советских пилотов были награждены званием и медалью Героя Советского Союза. Родина поощрила и помнила удальцов родных ВВС - И.С. Сухова, В.В. Зверева, И.П. Селиванова, О.Н. Боровикова, Е.М. Николаенко, М.Н. Марченкова, А.А. Губенко, С.В. Слюсарева, С.С. Гайдаренко, Т.Т. Хрюкина, С.П. Супруна, Г.П. Кравченко. Как отмечал летописец боевых действий Пын Мин, красвоенлёты и их собратья по крылу подвергли жесточайшему разгрому элитные авиаотряды «джапов» - «Сасэбо», «Киса радзу», «Четыре короля неба», «Воздушные самураи». Не ошибся очевидец одного из побоищ Го Можо:

«...Одни самолёты, внезапно объятые пламенем, врезались в землю, другие - взрывались в воздухе. Небо стало полотном живой картины «Плач чертей и рёв богов». Тридцать напряжённых минут и снова всё стихло. Очень жаркий бой (с 54-мя японскими самолётами. - Р.С.В.)! Блестяще результаты: сбит 21 вражеский самолёт, наших - 5»...

За успешное выполнение интернационального долга П.Ф. Жигарева ввели в элиту ВВС - с начала осени 1938-го доверили Управление боеподготовки ВВС, спустя год - командование ВВС 2-й ОДКА на Дальнем Востоке. Накануне Рождества следующего года Павел замещал начальника Главупра ВВС РККА. С середины весны 1941-го, будучи генерал-лейтенантом, возглавил упомянутое Главное Управление.

Видный и уважаемый авианачальник, Жигарев, награждённый за заслуги в Поднебесной орденами Красного Знамени, Красной Звезды и медалью «XX лет РККА», служил при Штабе ВВС, а с через шесть дней после вторжения немцев взял «штурвал» всех авиаформаций СССР. Взыскательно-принципиальный командующий, с октября - генерал-полковник авиации, болезненно сокрушался от катастрофических потерь в начале войны, был удручён расстрелами лидеров боевой и гражданской авиации, арестом конструкторов из-за «врагомании» и «мессершмиттомании», осуществлённых ведомством Л.П. Берия в 30-40-х годах. Не опишешь в кратком формате очерка, сколько надрывов сердца и разума породила широкомасштабная эвакуация авиазаводов, прорывы эскадр Люфтфлоттов Люфтваффе к Москве, Ленинграду, Мурманску, Киеву, Севастополю, Сталинграду, к ВМБ ВМФ в Заполярье, на Балтике, Чёрном и Азовском морях...

Заместитель Наркома обороны, постоянный участник совещаний Ставки, Павел Фёдорович координировал взаимодействие ВВС с раз-ведкой, войсками Армии и с партизанами, с ВВС четырёх Флотов. Был лично в контакте со всеми командующими Воздушными Армиями, с вы-дающимися авиастроителями, двигателистами, испытателями, оружейни-ками. Как никто, Жигарев был знаком с Героями фронтов, куда много-кратно вылетал с инспекциями и планами стратегических воздушных операций. С командующим ВВС напрямую общались И.В. Сталин, члены Ставки, командующие фронтов, директорат авиазаводов, ответственные за Ленд-Лизовский перегон машин по авиатрассе «Аляска - Сибирь»...

В октябре он заслужил первый орден Ленина. Не раз приходилось изощрённо изворачиваться при «разнотемпературных» докладах-беседах с Вождём всех времён и народов. Не имевшая аналогов ожесточённая бойня за господство в воздухе обязала командующего жить в центре событий Московской Битвы до марта 1942-го. Через месяц члена ВКП(б) с 1920-го внезапно перевели «рулить» ВВС Дальневосточного фронта (серьёзно опасались открытия «второго фронта» «Оси» Японией, хотя глава Императорского МИД Й. Мацуока подписал с Советами нейтралитет и не доверяли Р. Зорге).

Провокаций банзайных фанатов хватало. П.Ф. Жигареву и командующему ТОФ адмиралу И.С. Юмашеву удалось сохранить шаткий нейтралитет, что дало возможность Побед в Сталинградской и Курской Битвах, при снятии блокады с измождённо-многострадального Ленинграда.

Летом Победоносного 1945-го Павла Фёдоровича назначили командовать авиаторами и моторами 10-й ВА, организованной на «фундаменте» 25-й Армии Дальневосточного фронта. Со дня основания в неё включили 53-ю, 83-ю, 254-ю дивизии бомберов, 253-ю штурмовую и 29-ю истребительную авиадивизии. С приходом Жигарева 10-я ВА пополнилась 18-м САК. Данный смешанный авиакорпус представляли экипажи 255-й и 128-й авиадивизий, пилоты-истребители 296-й авиадивизии. С августа и в сентябре «жигаревцы» уничтожали японских захватчиков в ходе Сунгарийской операции. Помогли пехотинцам 15-й Армии, прикрыли десант Амурской военфлотилии близ Фуюаня. Позже «Десятая Воздушная» обеспечивала наступление войск на цицикарском направлении, обескровила железнодорожные «артерии» самурайства, геройски отличилась в процессе Южно-Сахалинской и Курильской операций. Именно при П.В. Жигареве, заслужившем к тому времени второй орден Красного Знамени и орден Кутузова 1-й степени, «соколы» и «витязи» ведомой им Армии осуществили почти 3300 боевых вылетов! Большинство павших и выживших лётчиков наградили множеством орденов, медалей, памятных Грамот, именных подарков, в чём увековечились заслуги предшественников Павла Фёдоровича - генерал-майора В.А. Виноградова и полковника Д.Я.Слобожана...

После Второй Отечественной - фронтовик руководил АДД, прослужил Отчизне восемь лет Главкомом ВВС. Реализовал калейдоскоп новаций при переводе авиаформаций из поршневой - в реактивную эру, будучи 1-м замом Министра обороны страны. В феврале 1945-го ему торжественно вручили второй орден Ленина, через пять лет, в сентябре - третий орден Красного Знамени. В дальнейшем П.Ф. Жигарева «понизили» переводом из военной в гражданскую авиацию, где Главмаршал курировал работу её Управления. С депутатом Совета национальностей ВС СССР напрямую связан ввод в строй ГВФ лучших лайнеров А.Н.Туполева, С.В. Ильюшина, летающих «кораблей» Г.М. Бериева, развитие вертолётоснабжения АПК, строителей, геологов, рыбаков, поддержка санитарной и транспортной авиации.

Бывалый воин-стратег избирался депутатом от Литовской ССР, Верховного Совета СССР и РСФСР. Делегировался на XIX съезд КПСС, являлся кандидатом в ЦК. Дар Павла Фёдоровича, почему-то не награждённого «Золотой Звездой» Героя, его проницательность и опыт отразятся на деятельности Военно-командной Академии ПВО державы, которой он с блеском руководил с середины осени 1957-го.

На шестом десятке Главмаршал, как и вся страна, был осчастливен триумфом родной космонавтики, провёл не одну беседу с представителями 1-го Отряда покорителей звёзд и притяжения Земли. Редкий человек, насквозь знавший все проблемы и «закорючки» авиаотрасли, крылатый ветеран завещал детям воинов приумножать наследие Поколения Победителей, быть технически грамотными, любить Родину - Советский Союз...

Павел Фёдорович Жигарев умер октября 1963 года, упокоившись среди равных на Новодевичьем кладбище столицы. Он был рождён, чтоб сказку сделать былью, преодолел беззаконие репрессий и три войны, защищая родное небо и чужое пространство, о чём напоминают «жигаревские» улицы в Павлодаре, Твери, Весьегонске, а надо бы и в Пекине...

6-19 ноября 2020 г., Тверь - Первосалютный Орёл

Виктор Рассохин, Сергей Рассохин,

члены Союза Российских писателей, Военно-исторического общества,

«Союза военных литераторов» и организации «Флоту быть!»,

дипломанты Всероссийского конкурса «Патриот России-2018»

* В очерке «Огненное небо Павла Жигарева» полностью сохранены авторские орфография и пунктуация. - Прим. ред.


12 января 2021 15:31
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~B395v
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости