Бесспорно, одно из ключевых мест в их ряду занимал Государственный Комитет Обороны СССР (ГКО). Изначально в сфере его компетенции были мобилизация всех возможных ресурсов для ведения боевых действий, вопросы военной стратегии, ротация руководства, оснащение фронта обмундированием и вооружением, организация партизанского движения на оккупированных территориях и т.д. Вместе с тем на практике в руках данного чрезвычайного органа была сконцентрирована вся полнота власти и управления в стране. При этом собственный аппарат управления Комитета был немногочисленным; непосредственное же руководство осуществлялось через партийные и советские структуры власти. Также на местах были учреждены областные и городские комитеты обороны, которые объединили партийную, советскую и военную власть в регионах. Функционирование данных структур было целиком направлено на решение конкретных задач обороноспособности страны.
Эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Владимир Борискин полагает, что создание органов чрезвычайного характера явилось важной чертой эволюции советского аппарата власти и управления на протяжении всей истории его существования. Учреждение ГКО стало вполне закономерным шагом в ряду чрезвычайных органов управления, периодически возникавших в кризисные периоды истории советского государства. Научно доказанным является тот факт, что именно в результате функционирования ГКО во многом достигались планомерность и единство действий многочисленных управленческих структур СССР в обеспечении обороны страны. Поэтому, бесспорно, роль данного чрезвычайного органа власти в достижении Победы была весьма значительной. Как считает историк, сегодня в условиях пандемии коронавируса, угрозы которой нередко сравнивают с угрозами военного времени, положительный управленческий опыт советского государства в годы Великой Отечественной войны мог бы оказаться как нельзя кстати.