Местное самоуправление является одной из конституционных основ современной России. Органы местного самоуправления в качестве власти публичной непосредственно приближены к населению и должны создавать необходимые условия для реализации его интересов в границах конкретной территории. Местное самоуправление даёт возможность самым рациональным способом децентрализовать огромное количество функций государственной власти, перенести принятие решения по вопросам местного значения в территориальные сообщества с учётом сложившихся особенностей и традиций.
Принятие Федерального закона №131-ФЗ в 2003 году ознаменовало начало реформы местного самоуправления в России. В этом нормативно-правовом акте отражены наиболее значимые вопросы, касающиеся организации местного управления, в том числе вопросы наделения органов местной власти отдельными государственными полномочиями, межмуниципального сотрудничества и другие.
Комментируя современное состояние местного самоуправления, заведующая кафедрой теории государства и права Среднерусского института управления - РАНХиГС Елена Селютина отметила, что за прошедшие годы положения закона были реализованы, выстроилась современная система управления и организации жизни населения во всех уголках страны, даже в самых удалённых сёлах. Вместе с тем имеется ряд серьёзных проблем. Во-первых, отрицательную динамику имеют показатели экономического и бюджетного развития. Во-вторых, прослеживается необходимость активизации участия органов местного самоуправления в повышении уровня правовой грамотности, правового просвещения населения, повышение доступности муниципальных услуг для населения. В этой связи, всем нам - и учёным, занимающимся муниципальной проблематикой, и практических работникам, и населению муниципальных образований предстоит задуматься над повышением эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального управления.