- В 1997 году Орловская область в числе первых в стране вошла в пилотный проект по внедрению персонифицированного учёта. Наш только созданный отдел организации персонифицированного учёта работал в две смены, чтобы завершить анкетирование работающих граждан области до конца года. Но это нас не пугало - мы понимали важность проводимой работы. В установленные сроки застрахованным лицам были выданы страховые свидетельства, - таковы были первые впечатления Елисеевой от работы в Пенсионном фонде. О том, как работает ПФР сегодня, она рассказала корреспонденту «Орловской правды».
- Я считаю, что мне повезло: у нас замечательный коллектив, - говорит Анна Вячеславовна. - Конечно, люди меняются: кто-то уходит, приходят новые специалисты. Но что остаётся неизменным, так это желание каждого сотрудника дарить добро и помогать жителям нашей области. Это создаёт совершенно особый микроклимат, в котором приятно и легко работать. И, конечно, постоянное решение всё новых и новых задач, которые ставятся перед Пенсионным фондом, не даёт заскучать.
- Пенсионному фонду в этом году - 30 лет. С чего он начинал свою работу?
- ПФР был создан в непростое время: только начинали формироваться рыночные отношения, социальноэкономическая ситуация была нестабильной. Прежняя модель финансирования пенсий из государственного бюджета уже не работала. Стране нужна была такая пенсионная система, которая бы смогла защитить получателей пенсий. Поэтому первоначально основной функцией Пенсионного фонда стал сбор страховых взносов работодателей.
С момента создания ПФР наши сотрудники ежедневно решают широкий круг задач, работая практически со всеми категориями населения. Огромный опыт, накопленный за 30 лет, позволяет быстро и гибко реагировать на любые запросы времени. Например, сейчас ПФР является оператором Единой государственной системы социального обеспечения. Возможности и потенциал её огромны - она позволяет получать информацию обо всех назначенных мерах социальной поддержки как гражданами, так и различными государственными органами.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее: какие ещё функции выполняет сейчас Пенсионный фонд?
- Число функций, выполняемых Пенсионным фондом, увеличивается с каждым годом. В 1997 году внедрён персонифицированный учёт. В 2000-м в нашей области создана Единая пенсионная служба - с этого момента мы начали назначать и выплачивать пенсии. С «монетизацией льгот» в 2005 году приступили к выплатам федеральным льготникам. А ещё в сфере деятельности ПФР - материнский (семейный) капитал, учёт и оценка пенсионных прав граждан, взаимодействие со страхователями, программа государственного софинансирования пенсий, инвестирование пенсионных накоплений, электронные трудовые книжки…
- Ещё этим летом, знаю, ваши специалисты проделали невероятно огромную работу. Я говорю о введённых в связи с пандемией мерах федеральной поддержки семей с детьми. Её получили тысячи детей, семей…
- Вы правы. Действительно, важнейшая социальная задача была возложена на специалистов Пенсионного фонда. В нашей области такие выплаты получили почти 125 тысяч детей, перечислено более 2,6 млрд. рублей. В режиме нон-стоп, практически без выходных, работали все службы. В подавляющем большинстве случаев заявления были направлены в электронном виде и не требовалось представления никаких дополнительных документов, но в клиентских службах мы активно регистрировали граждан на ЕПГУ как раз для того, чтобы такая возможность появилась. Специалисты, занимающиеся назначением выплат, осуществляли необходимые проверки и уточнения. Центр выплаты пенсий и обработки информации, только созданный в июне этого года как отдельное подразделение, сразу же перешёл в авральный режим работы. В соцсетях нам приходили сотни сообщений. И каждый написавший получал ответ на свой вопрос. Наша бухгалтерская служба оперативно взаимодействовала с Федеральным казначейством для своевременного перечисления средств на счета получателей. Все мы постарались сделать так, чтобы получение этих выплат стало максимально быстрым.
- В целом нынешняя непростая ситуация, связанная с введением ограничительных противоэпидемических мер, стала испытанием для всех россиян, всех учреждений и ведомств. Как с ней справляется ПФР?
- Пенсионный фонд в кратчайшие сроки организовал рабочий процесс по-новому, чтобы ограничение приёма граждан не сказалось на качестве предоставления госуслуг и возможности их получения в принципе. Работа клиентских служб в Орловской области не прерывалась из-за пандемии ни на один день, жизненно важные вопросы людей по линии ПФР решаются оперативно и в полном объёме. Да, новые реалии внесли и новые коррективы: приём мы осуществляем по предварительной записи, сотрудники и посетители Пенсионного фонда должны быть в масках.
- Анна Вячеславовна, а как за эти три десятилетия изменился Пенсионный фонд? Затрагивая вехи истории, принято говорить о модернизации. Это слово можно соотнести с вашей работой? Что может быть нового в системе назначения пенсий и пособий? На мой взгляд, это просто рутинная работа. Поправьте меня, если это не так.
- Конечно, в условиях цифровизации экономики Пенсионный фонд не может не меняться. Основная наша задача - обеспечить высокое качество предоставляемых услуг. Для этого постоянно развиваются информационные технологии и внедряются новые способы взаимодействия со всеми категориями наших клиентов. Мы активно разъясняем преимущества получения услуг ПФР в электронном виде - это действительно просто, быстро и удобно! А главное - ПФР уже приступил к проактивному назначению различных выплат, когда от граждан не нужны никакие заявления. Право на получение определяется в результате обработки сведений, поступающих в рамках межведомственного взаимодействия, и человек получает результат оказания услуги в своём «Личном кабинете». Это касается родителей новорождённых - с апреля этого года сертификат на материнский (семейный) капитал оформляется на основании данных от органов ЗАГС, также автоматически на ребёнка открывается индивидуальный лицевой счёт в ПФР. Проактивно назначается ежемесячная денежная выплата лицам, которым установлена инвалидность. В ближайших планах - назначение пенсии по инвалидности. То, что раньше казалось фантастикой, уже работает!
- В чём вы видите причину успеха деятельности Отделения ПФР по Орловской области?
- У нас работают настоящие профессионалы. Только за последние пять лет наше отделение дважды признавалось лучшим по стране: в 2017 году - по вопросам организации работы по реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, а в 2018-м - по организации предоставления государственных услуг.
Я благодарю за добросовестный труд всех наших сотрудников - и ветеранов, стоявших у истоков создания Отделения ПФР по Орловской области, и тех, кто работает сейчас. Желаю всем крепкого здоровья, оптимизма и успехов во всех начинаниях!
Особая благодарность - Николаю Баранчикову. Более 27 лет, практически с момента создания, он руководил Отделением Пенсионного фонда. Именно Николай Михайлович создал тот фундамент, который ежедневно помогает нам идти намеченным курсом и строить планы!
Тридцать лет назад был образован Пенсионный фонд России - крупнейшая федеральная система страны, оказывающая услуги в сфере социального обеспечения граждан.
Сегодня большинство услуг ПФР можно получить с использованием электронных сервисов «Личного кабинета гражданина» на сайте Пенсионного фонда и Единого портала государственных и муниципальных услуг. Именно поэтому в 2020 году в честь своего юбилея и с целью популяризации электронных услуг Пенсионного фона Отделением ПФР по Орловской области был организован конкурс для студентов и школьников региона на лучшую эмблему «Электронный ПФР». Мероприятие получило широкий отклик среди учащейся молодёжи. Работы были очень интересными, чувствовалось, что ребята творчески подошли к раскрытию темы.
Абсолютным победителем конкурса была признана работа ученицы Знаменской средней общеобразовательной школы Надежды Ермаковой.