Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Что делать потребителю, если гарантийный срок на товар истёк?

Право на приобретение товара надлежащего качества гарантируется любому гражданину законодательством о защите прав потребителей, что, к сожалению, вызвано невысокими потребительскими свойствами отдельных товаров.

При этом законодатель предоставляет большой объём прав потребителю в случае обнаружения им недостатков приобретённого товара в период гарантийного срока, которым считается период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка продавец обязан удовлетворить требования потребителя, установленные ст. 18 Закона о защите прав потребителей. К таким требованиям относятся замена некачественного товара на товар этой же или другой марки, соразмерное уменьшение покупной цены, незамедлительное безвозмездное устранение обнаруженных недостатков или возмещение расходов на их исправление, возврат уплаченной за товар суммы и полное возмещение убытков, причинённых покупателю вследствие продажи ему товара ненадлежащего качества.

Право выбора на заявление любого из вышеперечисленных требований принадлежит покупателю.

Если же на товар гарантийный срок не установлен, то потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Но что же делать, если гарантийный срок истёк?

В этом случае законодатель устанавливает специальное правовое регулирование возникших правоотношений между продавцом и покупателем, предусмотренное ч. 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей, ограничивая потребителя в выборе средств защиты и устанавливая для него обязанность по соблюдению последовательности совершения указанных в законе действий, то есть своеобразные правила, соблюдение которых является для покупателя обязательным.

Первое правило заключается в том, что недостатки товара, гарантийный срок на который истёк, должны быть существенными, то есть неустранимыми, или которые  не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после его устранения.

Второе правило распространяется на срок предъявления таких требований - они могут быть предъявлены к продавцу, если существенные недостатки обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, но в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы.

Третье правило касается существа предъявляемых к продавцу требований. Законом установлено, что первым из них является требование о безвозмездном устранении существенных недостатков товара. При этом ч. 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей не содержит каких-либо предписаний относительно того, каким образом должен быть устранён выявленный недостаток - путём ремонта некачественного товара либо путём замены такого товара аналогичным изделием.

Требование же потребителя о возврате уплаченной за товар суммы может быть заявлено лишь после того, как в течение 20-ти дней не будет удовлетворено его требование о безвозмездном устранении недостатков либо будет установлен факт того, что обнаруженный недостаток является неустранимым, то есть не подлежащим устранению посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом (п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. №17).

Как отмечает доцент Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС, кандидат юридических наук Ольга Шекшуева, право покупателя требовать от продавца возврата денежных средств, уплаченных им за товар, в котором обнаружены существенные недостатки за пределами гарантийного срока, поставлено в зависимость от выполнения продавцом в течение 20-дневного срока заявленных покупателем требований о безвозмездном устранении недостатка или от экспертной квалификации обнаруженного недостатка как неустранимого. Только неустранимость существенного недостатка товара может освободить покупателя от обязанности совершения им такого действия как требование о его безвозмездном устранении продавцом.

При этом следует помнить, что по смыслу ч. 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей неустранимость недостатка не является синонимом существенности недостатка товара. Неустранимость недостатка является дополнительным и обязательным условием для возникновения у потребителя права потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Право на возврат уплаченной суммы предоставлено потребителю, если в товаре имеется не только существенный, но и неустранимый недостаток, на что было в очередной раз обращено внимание Верховного Суда РФ (Определение от 19 марта 2019 года по делу № 46-КГ19-1).


Фото: yutazy.ru
29 апреля 2019 13:16
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~bgDtN
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости