Для начала задайте себе вроде бы простой, но самый главный вопрос: зачем лично вам автошкола? Чтобы просто получить корочку и как-нибудь сдать экзамены? Мы интересуемся этим не случайно: к сожалению, исторически сложилось так, что многие воспринимают автошколы, как место, где всё равно ничему не научат.
А теперь задумайтесь вот о чём: сколько раз в жизни вы будете учиться в автошколе? Правильно: один. И всё обучение займёт всего лишь три месяца. Наверняка вы планируете, как минимум, жить до ста лет, и в рамках всей жизни три месяца это ничтожно маленький промежуток времени. Но то, как вы их проведете, повлияет на всю вашу дальнейшую жизнь, качество которой будет зависеть от вас и вашего выбора автошколы. Знания и навыки, полученные здесь, останутся с вами навсегда, и напрямую будут влиять не только на вашу судьбу и здоровье, но и окружающих. Поэтому к выбору автошколы нужно отнестись со всей ответственностью, а мы подскажем вам как это сделать.
Дешево - далеко не всегда квалифицированно и качественно, поэтому не перехитрите самого себя. Если цена в автошколе ниже, чем в среднем по региону, если вам рассказывают, как вам повезло и вы попали в период скидок и акций – не верьте! Обучение в автошколе – это услуга, основная стоимость которой складывается из зарплаты сотрудников, ГСМ, налогов и проч. И если стоимость низкая, значит, где-то сэкономили. Догадайтесь где? Правильно - на вас. Например, по программе предусмотрено 56 часов вождения. Вам дадут в два раза меньше. Ну и что, скажете вы. И так научусь. Друг научит, отец, брат. Не поленитесь, поговорите с инструкторами авторитетных автошкол, того же ДОСААФ, и они расскажут вам, сколько людей приходит переучиваться. Ездят год, два, три, даже пять, а потом всё равно приходят учиться заново, уже имея права и опыт вождения. И они, эти люди, очень удивляются, сколького они не знали и не умели! Помните, что ваше здоровье и даже мелкий ремонт машины в разы дороже стоимости обучения даже в самой дорогой автошколе, не говоря уже о потерянном времени и потраченных нервах. Поверьте, даже после того, когда вам будут просто сигналить и ругать на дороге за ваше неумелое поведение, уже не захочется никакой экономии. Не будьте наивными детьми. Никакой хозяин автошколы не будет учить вас в ущерб себе: его задача получить выгоду. Так что с вас в любом случае возьмут эти деньги. Теми же дополнительными платежами, о которых вы узнаете уже после того, как начнете учиться, и у вас уже не будет выбора. Или же на вас просто сэкономят, не дав вам достаточного количества и качества часов обучения. Итог – скупой платит дважды, переучиваться все равно придется.
А экономия, как это ни печально, чаще всего происходит на часах практического вождения с инструктором. Почему печально? Да потому, что практика это как раз то, что дает вам реальные навыки управления автомобилем. Лекции – это только знания, их на дороге мало. Не зря программа обучения водителей категории «В» включает в себя 56 часов. И это закреплено законодательно! Поэтому если вам предлагают другую, «упрощенную» программу, с сокращенным количеством часов – это нарушение закона и ваших прав. Так же, как и, так называемый, час «ученический», который может быть всего 40 минут, вместо положенных 60-ти, или оплата на руки инструктору, являющаяся прямым уходом от налогов. За такие нарушения автошколу могут закрыть в любой момент и водительское удостоверение вы не получите, как, впрочем, и знаний, даже если ее не закроют.
Не стоит соглашаться на так называемые «упрощенные» программы еще и вот почему: вам это просто не выгодно, ни с какой позиции. Практическое обучение в автошколе обойдется вам дешевле, даже если бы вы ездили эти 56 часов на такси. А тут вы сидите за рулем (причем даже не своей машины, без риска разбить свою «ласточку»), а рядом еще и инструктор, который вас учит. Разве стоит отказываться от такой возможности? Так что для вас со всех сторон выгодно откатать всю программу вождения: как с точки зрения дальнейшего уверенного поведения на дороге, так и с финансовой. Поэтому выкатывайте все положенные часы и поинтересуйтесь, как автошкола будет это контролировать. Например, в ДОСААФ это поставлено по-военному чётко: каждое занятие фиксируется, и позволить себе не откатать хотя бы час инструктор не может - это грозит ему увольнением.
Конечно, договор читать нужно, но при этом надо понимать, что написать и наобещать можно всё, что угодно, а вот что будет на самом деле – покажет жизнь. Но всё-таки обращайте внимание на самые главные пункты: чему вас обязуются научить, за какую цену (стоимость должна быть указана полная: и за теорию и за практику), и в какие сроки. Тут можно лишь посоветовать обращаться в крупные и зарекомендовавшие себя автошколы, которые много лет на рынке. Для них важна репутация и никаких махинаций мелким шрифтом между строк они себе не позволяют.
Проверьте и лицензию на образовательную деятельность, выданную Рособрнадзором, а также на наличие разрешения ГИБДД. Эти документы должны быть с актуальным сроком действия. Не поленитесь залезть на сайты этих организаций и удостовериться, что ваша автошкола там зарегистрирована. Если где-то что-то не так, учиться вы, конечно, можете, но водительское удостоверение не получите.
Стоит посмотреть на всю материально-техническую базу автошколы, оценить автопарк. Хорошо, если он не старше трех лет, а в наличии есть иномарки и машины, как с автоматической, так и механической коробкой передач.
Не лишним будет поговорить с теми, кто уже проходит обучение, или хотя бы почитать отзывы в интернете. Но надежнее всего пройти пробное занятие. Большой плюс, если автошкола позволяет сдавать экзамен ГИБДД на собственной площадке. Такую возможность, например, дает Орловский учебный центр ДОСААФ России.
К сожалению, большая часть работающих сейчас инструкторов — самоучки, а рекомендованных государством программ их обучения не существует. Чтобы стать инструктором, достаточно иметь водительское удостоверение и документ на право обучения, который легко получить за пару недель. Из-за дефицита квалифицированных инструкторов, страдают и ученики, и автошколы.
Ведь без специальной подготовки научить вас навыкам управления и движения в транспортном потоке разной интенсивности, учету всех факторов риска, умению оценивать поведение пешеходов и водителей, предугадывать ситуацию на дороге, чувствовать себя уверенно за рулем, может только инструктор, периодически проходящий специальное обучение и подтверждающий свою квалификацию. Такие требования к инструкторам предъявляют только в ДОСААФ: здесь готовят не только водителей категории «В», но и военных, поэтому спецподготовка преподавательского состава обязательна! В том числе и психологическая - здесь всегда найдут подход к любому ученику. Да и сами инструктора в этом кровно заинтересованы: их зарплата напрямую зависит от процента сдачи экзамена в ГИБДД.
Подытоживая вышесказанное, вывод напрашивается сам собой – идите учиться в крупные автошколы, работающие давно, имеющие хорошую репутацию, которые не позволяют себе допускать ни малейших хитростей и отступлений от правил. Старейшие учебные заведения дорожат своей историей и никаких двояких ситуаций с сомнительными скидками и «упрощенными программами» не допустят. И помните: от вашего выбора зависят жизнь и здоровье. Не только ваши, но и окружающих.