Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Какую цель преследует скрывшийся с места ДТП водитель?

Научным центром безопасности дорожного движения МВД России подготовлен информационно-аналитический обзор «Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2018 года».

Согласно ему за указанный период на улицах и дорогах страны зарегистрировано 119 386 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), из которых 10 160 происшествий совершено водителями, находившимися в состоянии опьянения, а 2530 - водителями, отказавшимися от медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года таких происшествий стало меньше на 12,2%.

Означает ли это, что автовладельцы, употребившие алкоголь, наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, новые потенциально опасные психоактивные вещества либо другие одурманивающие вещества (ст. 23 Уголовного кодекса РФ), стали сознательнее и не сядут в этом случае за руль своего любимого авто, дабы не подвергать опасности ни свою, ни чужие жизни?

Общеизвестно, что употребление спиртных напитков или наркотиков влияет на возможность лица правильно воспринимать события окружающей действительности, контролировать своё поведение. Следствием опьянения может стать переоценка своих возможностей (легкомыслие), снижение внимания или осмотрительности (небрежность). Для многих преступлений опьянение не имеет уголовно-правового значения, так как не играет значительной роли в развитии самого преступного посягательства, не оказывает влияния на формирование умысла и его реализацию. Это относится, например, к преступлениям против конституционных прав и свобод граждан, посягательствам в сфере экономической деятельности, умышленным должностным посягательствам и другим. В то же время в деяниях, которые связаны с пренебрежением общепринятыми нормами и правилами поведения либо специальными правилами предосторожности, состояние опьянения выполняет важную роль в механизме преступного поведения, а также увеличивает тяжесть возможных последствий.

Почти десятилетнее действие Федерального закона от 13 февраля 2009 г. №20-ФЗ «О внесении изменения в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации», который установил повышенную общественную опасность нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицами, находящимися в состоянии опьянения (части 2, 4, 6 названной статьи), кардинально не изменило ситуацию в сфере безопасности дорожного движения применительно к фактам управления автотранспортом в состоянии опьянения. Более того, не единичны случаи, когда виновные в ДТП водители скрываются с места происшествия, что ставит под сомнение отсутствие у них опьянения.

Оставление водителем в нарушение ПДД места ДТП влечёт за собой административную ответственность (ч.2 ст.12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Уголовное же законодательство не предусматривает усиление уголовной ответственности в отношении такого лица. Между тем, скрывшийся с места аварии водитель может преследовать цель утаить факт опьянения, чтобы избежать привлечения к более строгой уголовной ответственности, поскольку разница в сроке, на который может быть назначена самая строгая мера наказания - лишение свободы - для лица, признанного виновным в нарушении правил дорожного движения в состоянии опьянения, попадающего под признаки уголовно-наказуемого деяния, и лица, признанного виновным в совершении аналогичного деяния, но не в состоянии опьянения, составляет два года.

Парадоксальность ситуации, как отмечает доцент кафедры административного и уголовного права Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Ольга Шекшуева, заключается в том, что оставшийся на месте ДТП водитель, находящийся в состоянии опьянения или отказавшийся от прохождения освидетельствования на состояние опьянения, и водитель, скрывшийся с места дорожно-транспортного происшествия, находятся в неравном положении по отношению к правовой квалификации их действий, а, следовательно, и применению к каждому из них мер уголовного наказания, что и стало предметом конституционного контроля Конституционного Суда РФ (Постановление от 25 апреля 2018 года №17-П).

В настоящее время признание водителя находившимся в момент ДТП в состоянии опьянения возможно в двух случаях: в результате медосвидетельствования и отказа от его прохождения. Названное постановление Конституционного суда фактически предопределило необходимость признания лица, скрывшегося с места ДТП, находившимся при управлении транспортным средством в состоянии опьянения. 19 ноября 2018 года Советом Государственной Думы Федерального Собрания рассмотрен внесённый Правительством РФ проект Федерального Закона РФ, которым части 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ, предусматривающие уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения лицами в состоянии опьянения, предлагается дополнить словами «или скрывшимся с места его совершения».

И последнее. Оставление водителем места ДТП, по мнению Верховного Суда РФ, ненаказуемо лишь в одном случае - при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учётом причинения вреда только имуществу виновного в ДТП водителя, у которого в этом случае отсутствует императивная обязанность оставаться на месте дорожно-транспортного происшествия и сообщать о случившемся в полицию (Постановление Верховного Суда РФ № 33-АД18-4 от 9 июня 2018 г.).


12 декабря 2018 19:34
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~9Sp0P
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости