Мечтал ли он связать свою жизнь с землёй, с сельским хозяйством? Пожалуй, что да, потому что с детства помогал родителям выращивать на огороде разные бахчевые культуры, был приучен к такой работе, а ещё любил ухаживать за животными. В горном селе именно с животноводством связаны основные виды сельского труда.
В 1980-е годы выпускники институтов и техникумов должны были три года отработать там, куда направит государство. Молодой агроном Фикрет Абдуллаев оказался в колхозе «Золотой колос» Новодеревеньковского района. Отсюда ушёл в армию, многие тогда думали, что после службы непременно уедет в родные края, к родительскому очагу. А он вернулся в село Староголье, что затерялось в орловской глубинке. Места здесь притягательные, вольные, речка, лес, простор полей завораживает, а плодородная земля отзывчива на любовь и заботу.
На календаре был уже 1990 год, и сложности, ставшие следствием неумелой горбачёвской перестройки, сотрясали страну. Фикрет оказался человеком крепким, трудности с работой, безденежье его не испугали. Как бывший агроном хозяйства взял в аренду немного земли, разместил на ней зерновые культуры. Оказывал помощь местным земледельцам, таким же, как он, рискнувшим от безысходности самостоятельно обрабатывать хлебные поля. Такую же помощь оказывали и ему, как это всегда было принято в русских селениях.
Понемногу жизнь налаживалась, появлялись у Фикрета нужная техника, инвентарь, помещения для хранения урожая. Все основные работы в поле он выполнял сам, благо умел мастерски управлять любым трактором, автомобилем или комбайном. Но оставаться вне определённого статуса бесконечно долго ему не хотелось. И он принял решение: 20 февраля 2012 года прошёл регистрацию в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
- Всё было бы ничего, - рассказывает Фикрет Рамазанович, - только земли к моменту регистрации у новоиспечённого фермера Абдуллаева оказалось совсем немного - всего 80 гектаров. На таких угодьях не очень-то развернёшься. Надо было думать, как быть дальше. Росла семья, подрастали дети. Желания работать, расширяться было хоть отбавляй, а земля для выращивания хлеба оказалась в дефиците.
Мало-помалу вопрос с землёй всё-таки решался: Фикрет брал в аренду земельные доли бывших колхозников, что-то приобретал в собственность. Постепенно в активе фермерского хозяйства образовался культурный полевой массив общей площадью 220 гектаров, на котором выращивались пшеница, ячмень, гречиха.
- Я не хотел довольствоваться тем, что есть, - рассказывает Фикрет Абдуллаев. - И постепенно пришёл к мысли, что, помимо растениеводства, надо развивать другое направление, которое я знал, к чему был приучен с детства. Выбор для меня был очевидным: я решил разводить крупный рогатый скот мясной породы.
Но одно дело мечты и планы, и совсем другое - реальность. Не пять и не десять голов скота хотел выращивать упрямый Фикрет, а мыслил запустить целое производство: построить ферму, закупить оборудование, животных, решить вопрос с кормовой базой, нанять работников, определить рынки сбыта продукции. На всё это требовалось немало средств, а залезать раз за разом в банковские кредиты он не хотел…
- В 2015 году, - рассказывает Фикрет, - после реальных подсчётов и оценки перспектив, а также благодаря методической помощи специалистов отдела сельского хозяйства райадминистрации я составил и подал заявку на получение гранта для организации семейной животноводческой фермы. Заявка была одобрена. На предоставленные в рамках гранта денежные средства построил помещение для содержания скота на 70 голов, приобрёл партию животных.
Не станем детально описывать, как развивалась эта часть бизнеса в последующие годы, но со временем Фикрет пришёл к выводу, что конкурировать на рынке мясного скотоводства с такими гигантами, как «Мираторг», мелкому фермеру не под силу. И решил поменять вектор развития животноводства в своём хозяйстве с мясного направления на молочное. Для этого в 2020 году стал обладателем ещё одного гранта - уже на расширение семейной животноводческой фермы. Выделенные средства - 4,68 млн рублей - пошли на закупку 20 голов нетелей, промышленного охладителя молока, фронтального погрузчика, транспортёров, реконструкцию животноводческого помещения. Согласно условиям гранта было создано несколько новых рабочих мест.
Сегодня, по словам Фикрета Рамазановича, его фермерское хозяйство крепко стоит на ногах. Помимо его самого, на полях и на ферме трудятся шестеро наёмных рабочих, оформленных по трудовому договору. Имеется полный набор необходимой для выращивания урожая техники и сельхозинвентаря, построены складские помещения, есть ремонтная база. На животноводческой ферме содержится более 240 голов КРС, в том числе 120 дойных коров. За месяц в среднем от каждой бурёнки получают более четырёх центнеров молока. А это - живые деньги, необходимые для развития КФХ, уплаты налогов и заработной платы работникам, а также содержания семьи.
К слову, семья у Абдуллаева не маленькая: четверо детей, двое из которых учатся в школе. Старшая дочь уезжала в Москву, там устроилась, вышла замуж. А недавно вместе с мужем приехала к отцу, в Староголье. Может быть, и останутся здесь осваивать фермерское дело.
- Семейная ферма не случайно так называется, - считает Фикрет Рамазанович. - Семьёй и нужно работать. Мой сын, восьмиклассник Ислам, уже стал мне хорошим помощником. Дочь Милена ещё маленькая, ей только десять лет, но и она не сидит без дела, с мамой по дому все дела делают.
Впрочем, сюда в разные годы переехали и стали работать три брата Фикрета Абдуллаева и его сестра.
В селе крепкого и трудолюбивого фермера уважают: он всегда окажет помощь, если понадобится, - и дорогу зимой почистит от снега, и в культурно-массовых мероприятиях поучаствует.
- Человек рассудительный, авторитетный, - говорит о нём глава Старогольского сельского поселения Елена Николаева. - На протяжении ряда лет местные жители избирают Фикрета Рамазановича депутатом сельского Совета. И он с честью оправдывает доверие людей. Здесь он давно стал своим, можно сказать, укоренился, наше село стало и его домом, второй малой родиной. Думаю, что в своё время он сделал правильный выбор.