Реорганизация местного самоуправления - это именно тот случай, когда прежде чем раз отрезать, нужно семь раз отмерить

Заседание комитета облсовета по местному самоуправлению и регламенту стало завершающим, пятым, по теме «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Орловской области и органами государственной власти Орловской области».

Кроме того, участники заседания рассмотрели вопросы изменения методик расчёта нормативов для определения общего объёма субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов на осуществление государственных полномочий органов госвласти области, а также возможную оптимизацию структуры органов местного самоуправления в Орловском районе.

Почему понадобилось несколько заседаний, чтобы обсудить вопрос перераспределения полномочий и хода реформы местного самоуправления, читателям «Орловской правды» рассказывает председатель комитета облсовета по местному самоуправлению и регламенту Валерий Савин.

- Валерий Иванович, как регулируется вопрос разграничения полномочий?

- Суть механизма в том, что субъектам Российской Федерации предоставляется право путём принятия закона перераспределять полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ на срок не менее срока полномочий законодательного органа государственной власти субъекта РФ. У нас соответствующий закон был принят 10 ноября 2014 года, срок его действия завершается 31 декабря 2019 года. В связи с этим законодателям предстоит принять решение о необходимости нового закона с 2020 года.

- А в нашем регионе 24 муниципальных района и три городских округа…

- Вот и понадобилось пять заседаний на тему перераспределения, четыре были выездными и прошли в расширенном формате: в них участвовали представители 24 районов области. Это позволило максимально объективно оценить реализацию закона о перераспределении полномочий.

- И какие высказывались мнения?

- Разные. Так, районы готовы все переданные пять лет назад в область полномочия также оставить области. А городские округа просят вернуть полномочия им. И в новом законе будем применять дифференцированный подход. Ну и в целом практика показала, что отношения за пять лет не устоялись.

- То есть практическая ситуация в чём-то выходит за рамки ситуации правовой?

- Да. Если подходить строго юридически, изъятие у органов местного самоуправления полномочий должно вести к сокращению специалистов, которые были задействованы в их исполнении. Власть на местах не должна работать с полномочиями, переданными в область. А на деле - людей на местах не сокращают, областная власть обращается к местному самоуправлению по вопросам изъятых у него полномочий, требуя документов, анализа ситуации. Я считаю, это неправильно.

- А что считает исполнительная власть?

- Представители областной власти говорят, что это издержки, которые с 1 января 2020 должен устранить новый закон о перераспределении полномочий.

- Валерий Иванович, а если жители обратились в органы местного самоуправления с вопросом, на решение которого на местах нет полномочий в связи с их изъятием…

- На местах так и ответят: нет полномочий. Но заявление, конечно, примут, поскольку это требование закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Потом документы передадут в соответствующую инстанцию, либо заявителю нужно сразу ехать в область и обращаться в профильный департамент, за которым закреплены полномочия. Всё это приводит к увеличению сроков рассмотрения тех или иных вопросов.

- Скажите, а с чем связано включение в повестку дня вопроса о методиках расчёта субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов региона?

- Есть восемь законов Орловской области, по которым мы наделяем отдельными полномочиями органы местного самоуправления. В четырёх законах не заложено финансирование административного ресурса при исполнении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий области. Профильным комитетам - по бюджету, налогам и финансам; по здравоохранению, социальной политике и связям с общественными объединениями; по образованию, культуре, спорту, молодёжной политике и туризму - предложено устранить недочёты, как они устранены в сфере опеки и попечительства: в регионе увеличат численность специалистов, которые реализуют переданные полномочия в этой сфере, выделят дополнительные средства из областного бюджета муниципальным районам и городским округам для осуществления отдельных государственных полномочий Орловской области в сфере опеки и попечительства.

- А мнение населения в случае реформы местного самоуправления как-то выражается, в данном случае по поводу создания муниципального округа?

- Да, через мнения представительных органов муниципального образования. Поселения Орловского района выразили согласие на вхождение в Орловский муниципальный округ. Сейчас на территории Орловского района 17 муниципальных образований и сам Орловский район как муниципальное образование, естественно столько же председателей местных Советов и глав администраций. А в муниципальном округе на местах не будет ни одного муниципального поселения, администраций, представительной власти. Из 176 депутатов, по мнению реформаторов, должны остаться 20 - это те, кого будут избирать в муниципальный округ.

- На первый взгляд, такие перемены - это отдаление власти от населения, ведь за решением каждого мелкого вопроса придётся ездить в округ. К депутатам, раз их не будет, за поддержкой не обратишься. И жители согласились на такие преобразования?

- Мнение населения должно быть преобладающим. Но является ли такое мнение, представленное представительным органом, объективным? Возможно, надо найти средства для подворовых обходов, чтобы узнать мнение каждого жителя Орловского района о реформировании.

Удаление власти с мест - из 17 поселений - инициаторы собираются восполнить присутствием там своих представителей. Кроме того, инструментом компенсации отсутствия власти на местах названы институт старших по населённым пунктам и территориальное общественное самоуправление.

- У вас по представленным инициаторами преобразований аргументам есть возражения?

- Есть, конечно. Например, люди в возрасте приходят в администрацию, чтобы пообщаться. Представитель администрации, как считают инициаторы, призван решать проблемы на местах, чтобы люди не ездили в округ в администрацию. Но я глубоко убеждён, что все вопросы публичного значения (а их более 40) не могут быть решены представителями и не могут быть решены ТОСом, которое, надо признать, пока так и не получило развития, или старшими - этот институт вообще только зарождается. Ни у ТОСов, ни у старших нет средств. Возможно, среди участников ТОСа или старших есть инициативные люди, способные сплотить население. Но сколько таких людей среди депутатов! Народные избранники живут на местах, знают проблемы изнутри, транслируют их на различные уровни власти. Часть проблем при поддержке местной власти решают. И вдруг власть на местах, которая в чём-то компенсирует недоработки власти и районной, и областной, убирают. Местная власть, как сказал президент Владимир Путин, «должна быть устроена так, чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до неё рукой». Сможет житель Орловского муниципального округа дотянуться до окружной власти?

- Валерий Иванович, а есть доводы инициаторов реформы местного самоуправления, с которыми вы согласны?

- Можно согласиться с главой Орловского района Юрием Парахиным в решении укрупнять поселения, если их бюджета хватает только на зарплату сотрудникам администрации. Может быть, Орловскому району и нужно укрупнение, но не в такой жёсткой форме, как ликвидация поселений и создание округа. Может быть, стоило пойти по пути объединения поселений в более крупные, например, из 17 сделать пять. Орловский район - крупный, успешный, а здесь форсируют ситуацию. Почему бы сначала не провести реформу МСУ в маленьком районе, где маленькие поселения - Корсаковском, Знаменском, Сосковском?

- На заседании комитета также звучали предложения сохранить существующую двух­уровневую систему местного самоуправления: муниципальный район с сельскими и городскими поселениями. Но с тем, чтобы отстающие в развитии территории получили бы гарантии государственной поддержки.

- Да, это ещё один путь - дать побольше денег на места в том варианте муниципального устройства, которое есть. Но тогда нужны средства из областного бюджета, и не только из областного. Нужно изменение Налогового кодекса, чтобы найти источники поступления в местные бюджеты.

Все варианты муниципального устройства мы обязательно обсудим на круглом столе в облсовете с участием учёных и практиков в сфере муниципального строительства, а также общественности. Кроме того, предлагаю всем заинтересованным в развитии региона людям высказаться по этой теме на страницах «Орловской правды».

Михаил Вдовин, первый заместитель председателя Орловского областного Совета народных депутатовМихаил Вдовин, первый заместитель председателя Орловского областного Совета народных депутатов:

- Любая попытка реформирования всегда вызывает незамедлительный отклик в обществе. Здесь и настороженное отношение к переменам в принципе, и попытка не допустить отдаления власти от населения. Это и стало темой жаркой дискуссии, которая разгорелась на заседании комитета по местному самоуправлению и регламенту. Суть перемен в данном случае заключается в образовании на территории Орловского района единого муниципального округа с единой системой управления, единым бюджетом и передачей ответственности на более высокий уровень. Есть ли плюсы? Да, есть. Но и минусы - на поверхности. Убеждён, объединение сельских поселений в районе отдалит власть от населения, сделает невозможным решение ряда вопросов на местах, ведь представитель лишь примет жителя и зафиксирует его обращение: решать - не его компетенция.

Когда-то районы областного центра имели свои бюджеты, планы социально-экономического развития, депутатов. В 1990-е годы всё сконцентрировали в Орле. И теперь районов города фактически нет. Решение любого более-менее существенного вопроса происходит на уровне города. Не по такому ли сценарию предполагается реформировать и Орловский район?

Здесь уместно напомнить слова Президента Российской Федерации В. В. Путина, который сказал, что «власть должна быть максимально приближена к народу и оперативно решать возникающие проблемы». Не произойдёт ли при таком подходе многократное увеличение звонков от жителей на прямую линию с Президентом России по поводу протекающей кровли и прохудившегося водопровода?

Не очень, честно говоря, на данном этапе представляю практическое воплощение идеи, также прозвучавшей в рамках заседания комитета из уст главы Орловского района Юрия Парахина: сократить представителей депутатского корпуса в 8,5 раза! Из 170 представителей оставить 20! С уверенностью могу сказать одно: предложение революционное, но сомневаюсь, что жители будут благодарны за подобную инициативу. Ведь двадцати народных избранников не хватит, чтобы услышать каждого жителя района, не говоря уже о помощи в решении проблем.

Да, сегодня состояние местного самоуправления многих не устраивает - в первую очередь из-за отсутствия финансовых ресурсов на реализацию полномочий. Выход из сегодняшней ситуации один - наполнить местные бюджеты финансами путём изменения налогового законодательства. Я убеждён, финансовые ресурсы должны быть именно там, где живут люди.

Автор: Елена Гусева
9 Августа 2019 08:58

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений