С 1 января 2019 года в России действует новая система обращения с твёрдыми коммунальными отходами

В первые недели нового года у многих орловцев были вопросы и к суммам в квитанциях, которые ощутимо выросли, и к процессу организации вывоза мусора. Сейчас большинство из них снято, и всё-таки нелишне ещё раз напомнить, как работает новая система.

С 1 января 2019 года в России действует новая система обращения с твёрдыми коммунальными отходами

С заботой об экологии

Основная цель «мусорной реформы» - существенно снизить экологическую нагрузку на окружающую среду. Причём сделать это так, чтобы отходы максимально возвращались во вторичный оборот.

На конкурсной основе были определены региональные операторы, которые несут полную ответственность за оборот твёрдых коммунальных отходов - от сбора до утилизации и захоронения. То есть вся цепочка становится прозрачной, и, соответственно, региональный оператор отвечает за то, чтобы законодательство в экологической сфере выполнялось.

Как готовились к реформе

Департаментом строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области совместно с другими исполнительными органами гос­власти региона была проведена большая подготовительная работа к переходу на новую систему обращения с отходами:

- привлечены инвесторы, обеспечившие строительство новых объектов по обращению с отходами (построены и введены в эксплуатацию четыре сортировочных комплекса в Ливнах, Мценске, Орле и Нарышкино, ещё один - в процессе ввода в эксплуатацию; до конца 2019 г. будут завершены строительство и ввод в эксплуатацию двух новых полигонов);

- полностью сформирована нормативная правовая база для запуска новой системы;

- обеспечено проведение конкурсного отбора регионального оператора по обращению с отходами - 24 августа 2018 г. соответствующее соглашение было подписано между департаментом и ООО «УК «Зелёная роща».

Учредитель этой организации - корпорация развития Орловской области. Именно она на первоначальном этапе контролировала, как расходуются средства.

Региональным оператором также была проведена необходимая работа по запуску новой системы обращения с отходами с 1 января 2019 года.

В первую очередь это проведение конкурсных процедур (18 лотов) по отбору подрядных организаций, обеспечивающих сбор и вывоз твёрдых коммунальных отходов. По итогам конкурсов на территории региона определены шесть организаций-перевозчиков, с которыми заключены договоры: ООО «Экотранс», ООО «Экоград», ООО «Экотексити», ООО «Русресурс», МУП «Комсервис г. Ливны».

Также заключены договоры с ООО «ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт» на услуги по формированию платёжных документов и обеспечению приёма и обработки заявлений граждан о корректировке платёжных документов в офисах ИНТЕР РАО. Подписаны договоры на приём платежей за оказанные услуги с ПАО «Сбербанк» и Почтой России.

Сколько платим и почему?

В 2018 году был установлен тариф на услуги по обращению с отходами. Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области установило тарифы на 2019 г. как для организаций, осуществляющих деятельность по обработке и размещению отходов, так и единый тариф регоператора (469,42 руб./куб. м). Губернатором Орловской области Андреем Клычковым было принято решение о дифференцировании нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов по категориям образователей ТКО - физическим лицам и снижении утверждённых нормативов накопления ТКО.

В итоге плата за обращение с отходами с одного человека на территории Орловской области с 1 января 2019 года составила:

• для 1 проживающего в МКД - 78,24 руб.;

• для 1 проживающего в частном секторе городов и райцентров - 97,80 руб.;

• для 1 проживающего в сельском частном секторе - 88,02 руб.

Однако вопросы о причинах повышения платы населения остаются до сих пор. В качестве причины специалисты называют несколько факторов:

- вывоз отходов в обход официальных мест их приёма на несанкционированные свалки;

- изменение законодательства, которое теперь предписывает в обязательном порядке направлять отходы на сортировочные комплексы (эта услуга вошла в тариф; соответственно, прибыль организаций за счёт продажи вторсырья из тарифа вычли);

- введение 20% НДС и платы населения за негативное воздействие на окружающую среду, чего ранее не было, так как все организации работали на «упрощёнке».

Тем не менее сейчас Правительство РФ собирается установить ставку НДС для регионального оператора на уровне 0%, а также ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду до 2024 года на уровне 2018-го, что позволит в ближайшее время снизить тариф.

Что изменилось?

Услуга по обращению с отходами стала не жилищной, а коммунальной и взимается отдельно (как за газ, воду, электричество). Это также позволит сделать отрасль прозрачной.

Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором - обязанность всех собственников помещений в многоквартирных домах, частном секторе, а также юридических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, которая закреплена законодательством (Федеральный закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Жилищный кодекс, постановления Правительства РФ №1156 и №354). Заключение договора на обращение с ТКО с населением через публичную оферту предусмотрено законом. Действие ранее заключённых договоров с января прекращается.

Незаключение договоров является уклонением от норм законодательства, и в соответствии со ст. 8.2 КОАП РФ чревато штрафами: в размере 1-2 тыс. руб. на физлиц, 10-13 тыс. руб. на должностных и до 250 тыс. руб. на юрлиц плюс приостановка деятельности.

На сегодня регоператор завершил процедуры подписания агентских договоров с УК, действующими на территории региона.

Активно идёт подписание договоров с юрлицами. Первые платёжные документы, счета за услуги, предоставленные в январе, уже поступили. В случае обнаружения в платёжке недостоверных данных нужно обращаться к тому, кто направил документ (ИНТЕР РАО либо УК), или напрямую к регоператору - для внесения необходимых изменений и перевыпуска квитанции.

Почему реформа забуксовала?

В первые дни нового года действительно были случаи несвоевременного вывоза отходов. Связано это с тем, что недобросовестные перевозчики за несколько дней до начала года прекратили вывоз отходов, что повлекло их накопление. Ранее исполнителями услуг по сбору и вывозу отходов были управляющие компании. Договорные отношения заключались между УК и недобросовестными перевозчиками, соответственно, именно УК не должны были оплачивать не предоставленные им услуги. Большинство так и поступило.

Кроме того, из-за обильных снегопадов и несвоевременной расчистки мусоровозы зачастую не могли проехать по дворам, проездам и частному сектору. Мешали проехать и автомобили жителей. Осложнялась работа перевозчиков и в результате неактуального реестра контейнерных площадок, представленных регоператору муниципалитетами и управляющими компаниями. Сейчас ситуация стабилизирована. Работает горячая линия регоператора. Кроме того, сотрудники профильного департамента и органы местного самоуправления ведут мониторинг качества предоставляемых услуг, мониторят соцсети.

На сайте регоператора размещена вся необходимая информация для населения и юрлиц, в том числе номера телефонов, по которым можно сообщить о некачественном предоставлении услуги. В ближайшее время регоператором будет запущена расширенная версия сайта, позволяющая принимать обращения в онлайн-режиме. Подготовлены и распространяются листовки с указанием данных контактов и информацией о тарифе.

Перевозчики в обязательном порядке производят фотофиксацию всех контейнерных площадок до погрузки отходов и после.

В случае отклонения перевозчика от графика или маршрута к нему преду­смотрены штрафные санкции вплоть до расторжения договора. В настоящее время регоператор по всем выявленным случаям оформляет соответствующие акты.

Чтобы проконтролировать объём собранных отходов, департамент с 8 января организовал работу по выставлению весового контроля перед сортировочными комплексами и полигонами.

Комплекс мероприятий, реализуемый при переходе на новую систему обращения с отходами, обеспечит легализацию потоков отходов, исключив дальнейшее загрязнение территорий региона и работу «серого» звена перевозчиков, заверяют в департаменте.

Контейнеры для частников

Из частного сектора вывозит мусор транспортная организация - победитель конкурса. Если контейнерных площадок нет, осуществляется почасовой сбор, как и ранее. Это неудобно не только населению, но и перевозчикам. В соответствии с законодательством полномочия по организации контейнерных площадок с июня 2018 года относятся к полномочиям муниципального образования.

Губернатором в августе 2018 г. было дано поручение главам МО обеспечить разработку программ (планов) по устройству площадок в необходимом количестве и предусмотреть соответствующее финансирование в 2019 году. В некоторых МО незамедлительно приступили к этой работе (в частности, в Орловском районе). Однако в Орле специалисты констатируют, что соотношение обеспеченности частного сектора контейнерами к почасовому сбору составляет 85/15%. Кроме того, в ряде случаев существующая застройка не позволяет обустроить площадки и полностью отказаться от почасового сбора (например, на ул. Васильевской).

Сейчас администрацией г. Орла разработана программа, предусматривающая увеличение контейнерных площадок на 57 шт., но вопрос её финансирования пока остаётся открытым.

Не зарастут ли мусором деревни?

Этого опасаются многие жители отдалённых населённых пунктов, так как вывозить мусор оттуда нерентабельно. Так повлияет ли это на качество услуг?

В департаменте пояснили, что в тарифе учтена транспортная составляющая вывоза из таких мест (и это одна из причин повышения общего тарифа). Кроме того, сейчас в соответствии с поручением Президента России Минприроды РФ и Роспотребнадзор готовят изменения в законодательство и СанПиН, преду­сматривающие увеличение периода вывоза отходов (пока это ежедневно летом и раз в три дня - зимой) из удалённых, малочисленных населённых пунктов, и возможность установки ограниченного количества (один-два) большеобъёмных контейнеров. А до внесения изменений предлагается решать этот вопрос на общем собрании жителей.

Частые вопросы о чистой реформе

Что входит в тариф 469,42 руб.?

- Основная составляющая тарифа - расходы на оплату услуг перевозчиков, которые забирают отходы из мест накопления и доставляют их на сортировку, а также расходы на сортировку, обработку, обезвреживание и захоронение отходов. Кроме того, в тариф регионального оператора входит плата за негативное воздействие на окружающую среду, налог на добавленную стоимость в размере 20% и расходы оператора на организацию деятельности.

Кто должен содержать контейнерные площадки и убирать их?

- Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприёмных камер, контейнерных площадок, входят в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и обеспечиваются управляющими компаниями. В отношении индивидуальной жилой застройки обязанность содержания мест (площадок) накопления несут органы местного самоуправления.

Кем осуществляется уборка после погрузки мусора в мусоровоз?

- Региональным оператором.

Кто обязан вносить плату за обращение с отходами?

- Согласно ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твёрдыми коммунальными отходами. Собственники и наниматели жилых помещений вносят плату за коммунальные услуги в соответствии со ст. 155 ЖК РФ.

Я не заключал договор. Почему я должен платить?

- Договор считается заключённым потребителем с даты начала пользования коммунальными услугами.

А где получить информацию об этом договоре?

- Вся информация размещена на сайте регионального оператора: greenpark57.ru В том числе о том, какой объём ТКО и с какой периодичностью региональный оператор должен вывезти, так что потребитель вправе требовать исполнения указанных в договоре обязательств.

Если я не проживаю по адресу регистрации, как будет рассчитываться плата за услугу?

- При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами рассчитывается с учётом количества собственников такого помещения (п. 148 Правил предоставления коммунальных услуг).

Я пользуюсь льготами на оплату коммунальных услуг. Буду ли я их получать на оплату этой услуги?

- Меры социальной поддержки, предоставляемые гражданам в Орловской области, предоставляются и в виде компенсации части оплаты за обращение с отходами. Предоставление указанных мер осуществляется путём обмена соответствующей информацией между региональным оператором и органами социальной защиты населения.

Что делать, если в квитанции указана неверная информация о количестве проживающих?

- Обратиться в офис регоператора с соответствующим обращением в электронной форме или в клиентские офисы Орловского энергосбыта с заявлением.

Почему в некоторые населённые пункты, откуда мусор в течение месяца не вывозили ни разу, пришли квитанции на оплату ТКО? Кто и когда будет исправлять ошибку?

- Информацию о населённых пунктах, в которых не вывозился мусор, предоставляли районные администрации. По вопросу организации контейнерных площадок нужно обращаться в органы местного самоуправления. Если в течение января в вашем населённом пункте нарушалась периодичность вывоза отходов, региональный оператор вывезет отходы с учётом их перенакопления.

По некоторым адресам пришли сразу две квитанции на оплату: в одной указаны число проживающих и соответствующая сумма, в другой в графе «число проживающих» стоит «0», но указана сумма для оплаты на одного человека. Почему?

- Согласно информационной базе Росреестра строения, зарегистрированные на земельных участках (хозпостройки), попали в базу начислений. Для аннулирования лицевых счетов на хозпостройки необходимо указать лицевой счёт и написать, что это хозпостройки. Это можно сделать по электронной почте или обратиться в офисы.

У нас в деревне (селе) никогда не вывозили мусор. Почему мы должны платить?

- Вопрос по населённым пунктам, где фактически нет вывоза ТКО, решается региональным оператором с органами местного самоуправления конкретно, по каждому населённому пункту. Если в населённом пункте не организованы контейнерные площадки и фактически вывоз отходов не осуществляется, квитанции оплачивать не нужно.

Если придёт квитанция, в которой цена за мусор будет выше, чем заявлено, куда обращаться?

- Для прояснения ситуации необходимо незамедлительно обратиться к регоператору ООО «УК «Зелёная роща» по тел. 8 (4862) 78-05-25. А если проблема не решится - в Управление государственной жилищной инспекции Орловской области, а также в департамент строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства области по тел. 8 (909) 226-65-39.

Автор: Полина Лисицына
8 Февраля 2019 13:01

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений