Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Справедливая злость

Орловские, вологодские, московские чекисты произносят его имя с большим уважением. Крупицы информации о нём мелькают в Интернете. Но полной истории жизни не существует, а она интересна и поучительна. Большую часть профессиональной жизни он посвятил борьбе, розыску и наказанию государственных преступников, орудовавших в период Великой Отечественной войны и послевоенный период.

Дмитрий Данилович Ходан жил и трудился в г. Орле на протяжении 60 лет. Блестяще проявив себя на оперативной работе, Дмитрий Данилович после увольнения в запас продолжал активно участвовать в общественной жизни орловского Управления КГБ СССР. Более 30 лет избирался в состав Совета ветеранов, проводил большую воспитательную работу среди молодых чекистов, передавал накопленный во время службы опыт контрразведчика.

Дмитрий Данилович родился 9 января 1914 года в с. Юхновичи Витебской губернии в многодетной семье, в которой было 10 детей. Отец Данила Иванович умер в 1926 году, и мать Феодосия Павловна в одиночку содержала большое семейство.

В 1937 году студента рабфака Ленинградского института инженеров коммунального хозяйства Дмитрия Ходана пригласили в райком комсомола и направили в кадровую комиссию НКВД, где ему предложили связать свою жизнь с госбезопасностью. Программа обучения в Ленинградской школе НКВД была сжатой - один год. Помимо лекций проводились практические занятия, в учебно-боевых условиях решались задачи, анализировались примеры из практики чекистских операций. 23 сентября 1937 года постановлением ЦИК СССР «О разделении Северной области на Вологодскую и Архангельскую области» была образована Вологодская область. Именно на работу во вновь созданное Управление НКВД по Вологодской области на должность помощника оперуполномоченного и направили в 1938 году Дмитрия Ходана.

С самого начала службы он зарекомендовал себя как вдумчивый, с аналитическим складом ума сотрудник. По всем вопросам у него всегда складывалось собственное взвешенное мнение. В ноябре 1939 года началась советско-финская война. На основании приказа Наркомата обороны СССР в Вологодской области к 15 января 1940 года должны были быть сформированы три батальона добровольцев-лыжников. Областной военкомат разослал повестки 503 гражданам, состоявшим на военном учёте, однако явившихся по призыву было явно недостаточно. О сложившейся ситуации были срочно проинформированы Наркомат обороны и местные органы власти. Большинство сотрудников НКВД, среди которых был и Ходан, выразили желание пойти добровольцами на фронт. Однако руководство НКВД выразило категорический протест против попыток «оголять аппарат системы НКВД и за счёт него выходить из прорыва, созданного по вине Облвоенкомата».

Ходан, работая в контрразведывательном отделе, постепенно набирался опыта в оперативной работе. Накануне войны оживилась немецкая агентура, и в его отделе появились разработки по шпионажу. В 1940 году Ходан был назначен начальником самостоятельного отделения по розыску государственных преступников и получал всё более серьёзные задания.

Вместе с ожесточённой борьбой на полях сражений между СССР и Финляндией развернулась масштабная «тайная война». Финляндия, вступая в войну, уже имела развитые разведывательные и контрразведывательные органы. В конце 1941 - начале 1942 гг. на территории Финляндии и оккупированной Карелии финская разведка создала 5 разведывательных школ. Активность немецкой и финской разведок вызывало беспокойство у военно-политического руководства СССР. Поэтому органы безопасности принимали меры по локализации их деятельности. С первых дней войны советская контрразведка предпринимала усилия по получению информации о планах и намерениях военного и политического руководства Финляндии, особенно её руководителя Густава Карла Маннергейма. Подходы к Маннергейму искались нашей разведкой задолго до начала войны. Вопросами подготовки секретных переговоров с представителями финского правительства с целью заключения пакта о ненападении и сотрудничестве, планировавшихся с участием доверенного лица советского правительства, лично известного Маннергейму, плотно занимался И.В. Сталин. Доверенным лицом был граф Игнатьев, автор книги «Пятьдесят лет в строю», знавший Маннергейма по Академии Генштаба царской армии.

Переданные Ярцевым (Рыбкиным) предложения финскому правительству Маннергейм отверг, однако проинформировал Гитлера о необычном предложении советской стороны. Как пишет писатель Л.В. Власов, издавший 3 книги о Маннергейме, искались подходы к нему через денщика в дни Первой Мировой войны и до 1920 года И.К. Карпачёва. Эта операция оказалась также неудачной.

В 1942 году получил такое задание и Д.Д. Ходан. Как рассказывал Дмитрий Данилович, ему было поручено на предмет возможного использования в разведывательных целях против Финляндии, разыскать и получить характеризующие данные на внучатого племянника полководца Отечественной войны 1812 года Барклая де Толли Михаила Богдановича - Барклая де Толли Антония Викторовича, который с 1918 года служил в Советской Армии до момента своего ареста в 1924 году.

В 1942 году Антоний Викторович Барклай де Толли был найден Ходаном на поселении в г. Тотьма Вологодской области. Изучение Антония Викторовича показало, что он окончил гимназию с золотой медалью, с 1905 года принимал активное участие в революционной работе на стороне большевиков. Распространял литературу в скверах и вокзалах, хранил и передавал революционерам бомбы. Из бесед с Антонием Викторовичем Ходан сделал вывод, что он является патриотом России и готов ей служить верой и правдой.

Информация по его изучению была передана контрразведывательному подразделению органов госбезопасности. Он был досрочно освобождён из мест поселения и принят на работу главным бухгалтером артели «Трудовая». С мая 1942 года отправился на фронт под Москвой офицером-добровольцем. В этот период он начал работать в интересах советской контрразведки, после чего операцию продолжил центральный аппарат. Результаты проведённых им мероприятий ещё долго будут лежать в архивах органов безопасности...

Вологодская область в годы Великой Отечественной войны была ареной ожесточённой тайной войны между германскими спецслужбами и советской контрразведкой. В начале июля 1941 года на территории Вологодской области для борьбы с агентурой и охраны тыла действующей армии началось формирование истребительных батальонов, бойцов которых сразу же прозвали «ястребками». В каждом из 40 районов предписывалось иметь свой истребительный батальон, которые комплектовались из мужчин и женщин «за счёт абсолютно проверенных, физически здоровых, смелых и решительных членов ВКП(6), ВЛКСМ и советских активистов, способных владеть оружием и пользующихся отсрочкой по мобилизации». Только за второе полугодие 1942 года вологодскими органами безопасности, бойцами истребительных батальонов и групп содействия было выявлено и обезврежено 11 разведывательно-диверсионных групп, задержано 120 дезертиров и свыше 400 подозрительных лиц без документов. В подборе, подготовке и заброске агентуры на территорию области противник проявлял немецкую педантичность, скрупулёзность, но вскоре выявился и весьма серьёзный недостаток - шаблон. «Материалом» для вербовки агентуры в основном были военнопленные, перебежчики, предатели, уголовники, реже эмигранты. Схема действовала простая: шла их психологическая и физическая обработка, обычно заканчивавшаяся закреплением на «крови» (участие в расстрелах, в борьбе с партизанами и т.п.).

Одной из 5 разведывательных школ была Петрозаводская, в которой каждого агента обучали радиоделу, минно-взрывным работам, методам сбора разведывательной информации. Каждому из курсантов вручались так называемые «Размышления о работе» - своеобразное наставление по психологии для тайного агента. В архивах УФСБ по Вологодской области сохранилась эта памятка, записанная по показаниям финских разведчиков парашютистов, заброшенных на территорию Вологодской области в 1942-1943 годах. В этой памятке среди других давались следующие рекомендации:

«Запомни раз и навсегда, что теперь ты тайный работник, что в твоей работе будут только одни трудности и преграды, которые ты должен умело преодолеть. Забудь своё прошлое. Основанием всему служит легенда.

Твоя работа требует от тебя сильной воли и твёрдого характера, а потому немедленно берись за перевоспитание своих слабых сторон характера. Фантазия в твоей работе не лишнее, но её всегда надо держать, как взнузданную лошадь, потому что твоя фантазия может испортить всё, что создал обдуманный план…. Никогда никому и ни в чём не верь. Никогда не назначай свидания в одном и том же месте и в одно и то же время.

Если ты имеешь пристрастие к вину, то не напивайся в общественном месте, а пей у себя на квартире… Если ты любитель женского пола, то никогда не влюбляйся. Меняя женщин, учти, что любовь, как и вино, ослабляют волю. Имей в виду, объект твоей любви может оказаться на службе у контрразведки, и тогда ты пропащий человек….Верь в свою судьбу. Знай, что каждому в жизни предназначен свой путь.

Если ты хочешь что-либо узнать из беседы, говори с собеседником так, чтобы он не чувствовал твоих вопросов.

Помни: победа - это цепь не разоблачённых тайн, а молчание - жизнь.

Никогда не теряйся, будь хладнокровным. Смерть тебя настигнет неожиданно».

После окончания Великой Отечественной войны Ходан принимал активное участие в обезвреживании фашистских разведчиков-диверсантов, имена которых были обнаружены в захваченных документах.

А с 1947 года он был откомандирован в Орловскую область, где чекисты уделяли значительное внимание розыску государственных преступников, карателей и предателей, которые занимались насилием, издевательствами, расстрелами патриотов и невинных советских людей, но не были ещё разысканы и не понесли наказание за свои злодеяния.

О том, с какими трудностями приходилось сталкиваться Ходану и его коллегам в розыскной работе, его коллега В.Я. Пирогов пишет: «Опасаясь расплаты, каратели судорожно цепляются за свою жизнь, изворачиваются, хитрят, спешно перекрашиваются в неприметные цвета, похищают или покупают документы и наклеивают на них свои фотокарточки, совершают убийства и «заменяют» собой погибших, переезжают с места на место, отваживаются на преступления и выдают себя на суде за вымышленных или умерших лиц, чтобы завладеть «чистой» фамилией, вступают в брак и принимают фамилию жены; смежив очи, фотографируются в гробу, отсылают снимки родственникам и знакомым, дабы уверить следственные органы в своей смерти и необходимости прекращения розыска».

Одним из дел, наиболее резонансным, которым занимался Ходан, было дело розыска карателей из отряда «Гетман». О его кровавой деятельности Орловское управление государственной безопасности узнало сразу же после освобождения от фашистов бывшего Знаменского района. В управление пришли сотни свидетелей, чтобы рассказать о зверствах, совершённых карателями. В сборнике рассказов под названием «Незримого фронта солдаты», изданном в 1971 году, есть большая статья Д.Д. Ходана под названием «Конец Гетман компании». В ней он пишет, в частности, только об одном дне фашиствующих молодчиков летом 1942 года. Отряд «Гетмана», на основании информации, полученной от предателей, побывал в деревнях Пешкове, Уское, Кареевол, Мымрино и др., расположенных в лесистой части бывшего Знаменского, ныне Хотынецкого района. Немцы стали бояться появления там партизан. Они знали о том, что ещё в первые дни войны на территории Знаменского района был создан истребительный батальон. С приходом немцев большая часть его бойцов ушла в леса и начала партизанскую войну с оккупантами.

В указанных сёлах каратели расстреливали матерей, сестёр, жён, детей, тех, кто состоял в партии или активно работал в различных советских органах до войны, помогал партизанам. Были убиты сотни людей.

С 1943 года начался активный поиск преступников. С помощью СМЕРШа, ценных показаний свидетелей ряд карателей был приговорён к высшей мере наказания. В 1945 году один из карателей отряда «Гетман» был обнаружен в Англии, арестован и начал давать очень ценные показания. Преступников разыскивали в глуши Костромской области, в далёких деревнях Калужской и Горьковской областей, в Германии.

Но сложности появились в розыске главы отряда «Гетман» Мирошниченко, его заместителя Зеркале, а также их подельников Ильина и Дёмкине.

По мере освобождения советской территории от немцев стало обнаруживаться всё больше информации об организации «Гетман», её руководителях и исполнителях преступлений. Было установлено, что она была создана по указанию командира 134 пехотной дивизии генерала Шлеммера. В рамках этого отдела был создан отдел контрразведки 1-Ц, которым руководили обер-лейтенант Фаль и его заместитель Бадовский. Руководителем «Украинской Гетман компании» был выбран Мирошниченко, а заместителем - Иван Зеркаль, которые уже проявили себя зверскими расправами над советскими людьми. Необходимо отметить, что в 1945 году дивизия Шлеммера, стоявшая в своё время под Орлом, была разгромлена под Кёнигсбергом, а Шлеммер уже в Германии сдался американским войскам. Фаль попал в плен и из лагеря военнопленных (маскировался под рядового пехотного офицера) за содеянные преступления проследовал в Военный трибунал и был повешен. Бадовский из лагеря военнопленных был привезён в Орёл, и в декабре 1949 года предстал перед судом военного трибунала. Он оказался ключевым свидетелем преступлений Мирошниченко. В июне 1951 года состоялась очная ставка Мирошниченко с Бадовским. Сначала Бадовский не узнал Мирошниченко. Мирошниченко воспрянул духом. Но когда Мирошниченко начал говорить, Бадовский тут же по голосу и улыбке его узнал и дал развёрнутые показания. Николай Мирошниченко Военным трибуналом был приговорён к высшей мере наказания. В июле 1963 года справедливый приговор был приведён в исполнение.

Из показаний Мирошниченко стала ясной та общественная опасность, которую представляли ещё не разысканные каратели. В дальнейшей работе по розыску всё ещё находившихся на свободе преступников исключительно творчески, профессионально проявил себя Д.Д. Ходан. Опираясь на показания Мирошниченко, заявительские материалы, переписку с территориальными органами, анализ собранных материалов, был арестован и Иван Зеркаль. В ходе кропотливой работы был размотан клубок преступлений Зеркаля. После этого с активным участием Ходана было разыскано ещё не менее 6 карателей. Всего же было найдено и арестовано около 40 карателей отряда «Гетман». Таким образом была закрыта последняя страница дела о карательном отряде «Украинская Гетман компания».

Впоследствии Дмитрий Данилович Ходан ещё долгие годы плодотворно работал в Орловском Управлении КГБ СССР. 27 октября 2007 года в возрасте 93 лет он ушёл из жизни.

Юрий Константинович Киреев,

член Союза писателей России, ветеран ФСБ


28 мая 2019 11:26
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~XfRQ1
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости