Сто достоинств «Агрошколы»

Нужна ли современным ученикам профориентация? На этот вопрос в сельской школе ответили уникальной программой обучения.

Сто достоинств «Агрошколы»

Ключевое звено

На первый взгляд, в этой сельской школе в посёлке Красная Звезда Орловского района ничего особенного нет. Да, опрятное строение, пусть и не очень новое. На при­школьной территории - чисто, уютно.

Несколько месяцев назад при помощи депутатов областного Совета, районной администрации удалось капитально отремонтировать школьный спортзал. Все торжественные события, сборы, линейки, разумеется, помимо спортивных соревнований, теперь проходят именно здесь.

Ещё одна примечательная деталь: в коридоре появились стенды будущего школьного музея. Есть уже материалы об истории учебного заведения, лучших выпускниках, а также лучших работниках и специалистах местного хозяйства «Красная Звезда», на территории которого находится школа.

Но это только часть современного имиджа учебного заведения, потому что основные его достоинства, конечно же, составляют образовательные программы, обязательные и дополнительные, сочетающие творчество и профессиональную ориентацию учеников. В последние годы это словосочетание встречается нечасто, поскольку кто-то наверху посчитал, что ориентировать ученика на выбор его будущей профессии - не главная функция школы.

В Красной Звезде посчитали иначе. Благодаря настойчивости директора школы, неугомонной Марины Казачкиной, которую поддержал не только учительский коллектив, но и, что очень важно, руководитель местного сельхозпредприятия Олег Тимохин, стратегией своего развития это учебное заведение определило аграрное направление - «Агрошколу».

Идея родилась в ОГУ им. И. С. Тургенева в рамках научно-исследовательской «Лаборатории сельской школы», руководит которой доктор педагогических наук, профессор Галина Котькова.

- Ни в одном из действующих сегодня государственных документов, - говорит Марина Казачкина, - перед сельской школой не ставится задача по подготовке учащихся к сельскохозяйственному труду. А ведь ключевым звеном всех реформ в аграрном и социальном секторах страны всегда были и будут квалифицированные специалисты.

Не секрет, считает Марина Игоревна, что именно сельская школа длительное время была и продолжает оставаться важным источником пополнения кадрами предприятий АПК. Проведённые исследования показывают, что каждый четвёртый учащийся школы заинтересован в получении знаний, необходимых для работы в личном подсобном хозяйстве, и 25 % учеников хотели бы поступить в сельскохозяйственный вуз.

На уроках и после

На вопрос, не сужает ли аграрный уклон рамки мировосприятия школьников, Марина Игоревна и все учителя отвечают с одинаковой степенью уверенности: напротив, только обогащает! Учебный процесс здесь построен так, что теория большинства изучаемых предметов подкрепляется местным материалом. Дети решают агрозадачи, планируют бюджет своей агрошколы, пишут сочинения на сельские темы, обучаются приёмам возделывания различных культур и ухода за животными. В итоге становятся понятнее и биология, и физика, и химия, и математика. Даже уроки музыки и формирования художественной культуры не обходятся без изучения традиций, которые закладывались и поддерживались прежними поколениями селян.

Сельская школа длительное время была и продолжает оставаться важным источником пополнения кадрами предприятий АПК.
В школе успешно действуют курсы «Мой труд на ферме», «Летопись родного края», «Земля-кормилица».

Учащимися с большой любовью и выдумкой выполнены творческие проекты «От колоска до каравая», «Откуда берётся молоко?», «Земля моя, я сын твоих берёз» и другие. Практическая часть курса «Мой труд на ферме» разработана при деятельном участии завфермой Валенти­ны Воробьёвой. Уроки химии в 9-м классе дополняются факультативным курсом «Химия в сельском хозяйстве» - о научно обоснованном применении минеральных удобрений и средств защиты в земледелии. Ребята с удовольствием посещают курс «Хозяин сельского дома». В рамках курса «Математика в сельском хозяйстве» учениками выполнены очень интересные проекты «Математика в поле», «Математика на ферме», «Простые бухгалтерские расчёты».

- Мы стараемся так подобрать и построить материал, - говорит замдиректора школы по учебно-воспитательной работе кандидат биологических наук Наталья Наумова, - чтобы сочинения, изложения, диктанты основывались на темах, которые способствуют формированию у детей уважения к сельскохозяйственному труду, к родной природе.

Дальновидный интерес

У  школы сложились по-настоящему доб­рые, взаимовыгодные отношения с руководством и специалис­тами АО ОПХ «Красная Звезда», во главе которого уже много лет стоит Олег Тимохин - кандидат технических наук, доцент ОГАУ им. Н. В. Парахина, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, заслуженный работник сельского хозяйства Орловской области. Олег Владимирович - большой сторонник профориентации школьников, поскольку знает, как ценятся сегодня и как нужны будут завтра подготовленные кадры для сельской экономики, для хозяйства, которым он руководит. А потому с интересом поддерживает все начинания и проекты школьных учителей, развитие программы «Агрошкола», участвует в формировании тематических курсов для ребят, приходит на собрания и сборы, приглашает в школу интересных людей и гордится достижениями школы.

А гордиться есть чем. В 2016 году школа в посёлке Красная Звезда награждена дипломом «Лучшая сельская школа России», ей вручена почётная грамота Управления общего образования Минобр­науки РФ «Школа года». В октябре 2017 года в Красной Звезде с участием учеников и учителей сельской школы состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитание и проблемы социальной безопасности детства в современной России». И это только малая часть достижений учебного заведения за последние годы.

Приобщение к прекрасному

В  канун нового, 2018, года в школе состоялся литературно-музыкальный вечер «Живая классика». Ученики разных классов вспоминали творчество орловских писателей прошлого, читали стихотворения современных авторов: Дмитрия Блынского, Виктора Дронникова, Василия Катанова, Елены Благининой, Татьяны Грибановой. По некоторым произведениям разыгрывались миниатюры и сценки.

А ещё многие ребята занимаются в школьной анимационной студии «Мастерица», которой руководит увлечённый и талантливый человек - учитель русского языка и литературы Ольга Меньшова. В копилке студии - более десяти проектов, то есть анимационных сюжетов и кино, многие из них удостоены наград на всероссийских и международных конкурсах.

- Это очень важно для развития личности, когда ребёнок рисует, создаёт декорации, лепит героев, составляет сценарии, подбирает музыку к анимационному фильму, - уверена Ольга Меньшова. - При этом он учится самостоятельно мыслить. У ребят, занимающихся в студии, как будто вырастают крылья.

Они не только приобщаются к прекрасному - они его творят!

…Я уезжал из школы в приподнятом настроении. На прощание директор Марина Казачкина поделилась ещё одной мечтой: создать при школе, опять же в рамках проекта «Агрошкола», небольшую птицеферму, где будут жить какие-нибудь страусы, фазаны, перепела или другие представители пернатых.

- Но это пока только планы, - уточнила она. - Надо всё как следует проработать, посоветоваться с Олегом Владимировичем Тимохиным. Без его поддержки тут не обойтись.

Автор: Михаил Коньшин
10 Января 2018 10:24

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений