Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Тайны орловского Красного моста

Специалисты Института археологии Российской академии наук с 1 марта работают на Красном мосту, извлекая на свет удивительные артефакты сразу нескольких веков русской истории, начиная со времён основания города Орла Иваном Грозным.

Разведка боем

С начальником научной экспедиции Олегом Радюшем мы виделись последний раз пять лет назад на раскопках детинца Орловской крепости на месте слияния Оки и Орлика. «Орловская правда» тогда подробно рассказывала об успехах археологов.

И вот Радюш и его коллеги снова в деле. Отряд, правда, небольшой - всего семь человек, но и раскопки пока ещё не начались. А все действия археологов сегодня на месте реконструкции Красного моста по научному правильно называются наблюдением. Если хотите - разведка боем.

Об этом мне Олег Александрович рассказал на дне котлована, который строители, вскрывая верхний слой, оставили археологам для работы. И, судя по довольной улыбке и охотничьему блеску в глазах начальника экспедиции, дело у них пошло.

- Для Орла это будет настоящий прорыв в археологии, - говорит Олег Радюш. - Никогда ещё в городской черте таких раскопок не проводилось. Начался только первый этап, который мы называем наблюдением, и сразу пошёл материал: культурные слои XVI, XVII и XVIII веков. А вот от XIX века ничего не осталось - видимо, снесли при строительстве в 1879 году Мариинского моста, предшественника Красного.

Радюш напомнил, что ещё в 2018 году археологи по обе стороны Красного моста пробурили два шурфа, чтобы определить в этом районе наличие объектов исторического наследия. Оказалось, что найденные участки на территории Красного моста имеют культурную ценность. И теперь все работы здесь, на историческом памятнике «Левый берег Оки», по закону должны быть согласованы с учёными. Что и сделала белгородская подрядная организация ООО «Ремспецмост», обратившись в прошлом году в Институт археологии РАН.

Звон монет и битое стекло

В котловане я встретил ещё одного старого знакомого: Юрий Жуков родом из Курска и уже десять последних лет работает в экспедициях с Олегом Радюшем. Не мыслит себя без археологии. Юра ловко орудует металлоискателем, планомерно и дотошно, сантиметр за сантиметром прозванивая дно котлована. Мороз отступил, и попробуй в этой грязи найти что-то стоящее. Но ведь находит - уже более ста монет! В основном медные: времён Екатерины, Анны Иоанновны, Петра Великого. А есть и совсем редкие, так называемые «чешуйки», Ивана Васильевича конца XVI века. Мелюзга - с ноготок, но Жуков и такие вылавливает.

- Вот последний «улов»: полушка - медная монета (1/4 копейки) выпускалась с самого начала петровской реформы по 1722 год. А вот ещё - «деньга» называется, - Жуков достаёт чёрный кружок, долго трёт пальцами, и уже проступает на лицевой стороне двуглавый орёл, а на обратной - дата выпуска,1741 год. Интересный экземпляр и пуговица­гирька для кафтана.

Каждый культурный слой, который прошли археологи, характерен не только звоном своих монет, но и керамикой и стеклянными изделиями. А их здесь нашлось и на целый трактир, и на торговые ряды. Правда, из всего обилия посуды остались только фрагменты и осколки из цветного стекла, среди которых попадались питейные штофы, бутылки на 2,5 литра для горячительных напитков, а также вилки, ложки и другой скарб. А ещё много костей молодых бычков, которых разделывали прямо на месте в мясных лавках.

- Сегодня мы наверняка вышли на старинную дорогу, по которой непрерывным потоком шли с юга и на юг торговые обозы, путники и богомольцы. И естественно, здесь всегда были торговля, трактиры и ярмарки, - поясняет руководитель экспедиции.

Чудо-дерево

- Олег Александрович, а что для вас стало настоящим открытием в эти дни? - спрашиваю Радюша, когда мы подошли к глубокому раскопу.

- Честно скажу, не ожидал, что деревянные конструкции могут так хорошо сохраниться. А «виной» всему местная почва - с повышенной кислотностью и влажностью. Металл в ней сгорал, а дерево - консервировалось. Поэтому находим здесь удивительной работы деревянные ложки и вилки, изделия из бересты и кожи. Посмотрите, какую деревянную мостовую мы раскопали: вот плахи, на которой и лежали доски, их меняли каждые десять лет. По ним и ходили наши предки. Нашли мы и золу - следы пожаров примерно 1740 - 1770-х годов в Орле. Об этом есть письменные свидетельства, - рассказал Радюш.

И повёл меня к месту, где работали лопатами Володя Кваст и Александр Бессалов. Они недавно расчистили это место, и вот перед нами частокол из брёвен, который ограждал или чей-то участок, или старинный мост. Возможно, тот самый первый на этом месте Сошный мост второй половины XVI века. Он соединял город с Московской дорогой. И его исстари «мащевали» (настилали) уездные сошные люди - оттуда и название.

- Такая старина впечатляет, а это точно он? - удивляюсь находке.

- Археологи в таких случаях говорят: «весьма вероятно» или «мы надеемся»! - смеётся Олег Александрович и поясняет, что всё будет зафиксировано, с дерева сделают спилы - и специалисты с помощью дендрохронологии установят его возраст.

Так что у археологов впереди ещё много работы, но это будет уже другая история. И газета «Орловская правда» будет держать вас в курсе событий, уважаемые читатели.

Автор: Александр Сергеев
Фото: Сергей Мокроусов
17 марта 2021 14:54
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~XO0iD
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости