Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Тысяча рублей абсурда

В этой истории с самого начала был нарушен не только закон, но и здравый смысл.

Гордость не порок

Он пришёл в редакцию с убеждением, что и тут ему тоже дадут от ворот поворот. Боялся, что просто не станут слушать по причине ничтожной мелкости дела, ставшего причиной незатухающей душевной боли, которая сжигает его изнутри и отравляет всю его жизнь. Потому, наверное, говорил громко и, мне показалось, даже с каким-то надрывом.

- Вы только скажите, в чём я не прав и куда мне с этим идти?! - не скрывая досады, повторил он несколько раз. - Вы же видите: я человек, пусть и простой человек, но у меня тоже есть гордость.

…После школы Николай Бухарин, как и все его сверстники той поры, служил в армии, был механиком-водителем в знаменитой Кантемировской танковой дивизии. Вернувшись со службы, пошёл на производство, выучился на токаря и всю жизнь работал у станка на разных орловских заводах. Его до последнего момента не отпускали на заслуженный отдых: токарей 6-го разряда, таких, как он, на сегодняшних предприятиях почти не осталось. Но время берёт своё: стали побаливать руки, немеют во время работы, а это в токарном деле недопустимо.

Не всё заладилось у него в семейной жизни. Обострённое чувство справедливости, горячность, импульсивный характер в каких-то сложных обстоятельствах не позволяли быть гибким, прощать обиды, проявлять житейскую мудрость. И тем не менее жизнь не так уж плоха: есть любимая дочь, которая понимает и жалеет отца, просит, чтобы не расстраивался и не принимал всякие обиды близко к сердцу. Особенно те, что случились с ним в этом году.

Злополучный задаток

В тот памятный день 8 февраля Николай Викторович отправился в мебельный магазин - присмотреть недорогой диван. Тот, что был в его скромной жилой квартире, совсем износился.

В мебельном магазине на улице Циолковского в Орле такой диван нашёлся, и даже со скидкой, поскольку на нём имелись небольшие царапины и сколы. Но покупатель решил, что это не существенно - не хоромы же, в конце концов, ему обставлять. Однако вместо того чтобы оформить покупку, продавец магазина неожиданно предложила своему клиенту заказать новый диван-книжку - по цене, почти такой же, что и за диван с дефектом. И ждать придётся недолго - не более десяти дней.

Бухарин согласился, подписал договор, уплатил в кассу в качестве предоплаты одну тысячу рублей. Знал бы он в тот момент, какую нелепую ошибку допустил…

Придя домой, он вскоре понял: зачем ждать ещё десять дней, когда уже сегодня можно спать на удобном новом диване? А что мелкий дефект, так кто там будет его высматривать?!

Не прошло и часа, как Николай Викторович вернулся в магазин и попросил вернуть ту самую тысячу назад. И удивился, когда ему ответили отказом.

- Мне стали что-то объяснять про условия договора, что заказ уже выполняется и компания может понести убытки, - рассказывает Бухарин. - Я засомневался в правильности таких действий работников магазина и стал настаивать на своём. Покупать что-либо в этом мебельном салоне мне совсем расхотелось.

Разговор закончился тем, что Бухарину предложили написать заявление на расторжение договора и обещали вернуть его деньги в течение десяти дней. Таков, мол, порядок.

Сразу скажем, что данное условие и всякие прочие требования, связанные с обеспечением обязательств по приобретению товара, противоречат закону и являются ничтожными. Николай Викторович, разумеется, в таких тонкостях не силён, но для себя понял, что придётся эти десять дней подождать. Оказалось, что делал это напрасно. Кто-то подсказал, что надо написать претензию в адрес магазина и вручить её руководству этой торговой организации, что и было им сделано 20 февраля. Однако и этот шаг не дал результата. А 1 марта незадачливому покупателю сообщили, что «условия его договора выполнены» и он должен «произвести окончательный расчёт и принять заказанный товар». Как говорится, приплыли…

Казнить нельзя помиловать

Трудно понять, какие мотивы двигали в тот момент вторым участником этой истории - индивидуальным предпринимателем Андреем Савенковым. Но ведь не корысть же, в самом деле, не жажда наживы, поскольку речь идёт о смехотворной сумме в одну тысячу рублей? Выходит, что-то другое. Тогда что? Желание показать свою силу и власть? Проучить этого несведущего в законах и не слишком образованного человека, который представился то ли бывшим танкистом, то ли бывшим лётчиком?.. Не будем гадать. Но сюжет закрутился, и несчастный покупатель получил увесистый щелчок по самолюбию. Что ему оставалось делать? Идти искать правду, жаловаться?

Он и пошёл. В полицию, в прокуратуру, в Роспотребнадзор. Стучался в разные кабинеты в надежде, что его выслушают, поймут, восстановят справедливость. А ему говорили, что зашёл не по адресу, что такие вопросы не в их ведении.

С каждым таким посещением настроение у Бухарина ухудшалось, а пессимизма становилось больше. И только когда наконец добрался до общества защиты прав потребителей, его успокоили: надо обращаться в суд.

И вот спустя почти два месяца после начала всех этих событий, а именно 4 апреля этого года, мировой судья судебного участка №2 Заводского района г. Орла Дмитрий Кожухов в открытом судебном заседании рассмотрел это дело и вынес определение. Всё как будто встало на свои места: истец Николай Бухарин и ответчик ИП Андрей Савенков заявили ходатайство о заключении мирового соглашения. Иными словами, продавец вернул покупателю ту самую тысячу рублей, которую он и должен был вернуть изначально.

Вроде бы, можно на этом поставить точку. Но вот какая досада. Несчастный Николай Бухарин понял это позднее, когда внимательно прочитал определение суда. А в нём говорится следующее (цитирую по тексту определения): «Ответчик ИП Савенков А.Т. в связи с принесёнными извинениями со стороны Бухарина Н.В. обязуется передать денежные средства в размере 1000 рублей, уплаченные истцом в счёт предоплаты…». И далее: «Ответчик от оставшихся требований отказывается».

Из текста судебного определения следует, что истец, то есть покупатель Николай Бухарин, в чём-то провинился перед тем человеком, кто не захотел добровольно вернуть ему его же деньги. В таком случае, что это за требования? Может быть, есть в этом странном деле какие-то обстоятельства, о которых мы не знаем?

Мировой судья Дмитрий Кожухов поначалу утверждал, что ничего предосудительного в определении не видит, поскольку просто-напросто включил в него те слова, которые были в мировом соглашении сторон, а когда понял некую несуразицу, сделал вывод, что произошла всего лишь, «описка», опечатка, техническая, так сказать, погрешность.

У меня нет никаких сомнений в том, что Дмитрий Кожухов - судья высокой квалификации и для него подобные дела не представляют абсолютно никакой сложности, поскольку их рассматриваются десятки. Но почему такой казус произошёл именно с Николаем Бухариным? Только ли невнимательностью или неким формальным подходом можно его объяснить?

Но даже если и так, определение суда необходимо исправить, ведь для человека подчас имеет значение не просто одно неточное слово, а даже запятая, как в том известном выражении «казнить нельзя помиловать». От того, в каком месте будет поставлена запятая, зависит жизнь человека.

Кто же в убытке?

Конечно, в нашей истории о жизни речь не идёт. И тем не менее…

- Я чувствую себя человеком, который совершил что-то нехорошее, - горячится Бухарин. - Разве это я нарушил закон? И разве требования закона не одинаковы для всех? Мало того, что меня унизили в магазине за мои же деньги, так я, оказывается, ещё и виноват перед продавцами мебели!..

Николай Викторович утверждает, что никаких извинений Савенкову ни в суде, ни за его пределами он не приносил, поэтому подал апелляцию - с тем чтобы определение было изменено. Но судья Дмитрий Кожухов оставил определение в силе - на том основании, что сроки апелляции были нарушены.

Андрей Савенков объяснял свою позицию тем, что его фирма по вине Николая Бухарина понесла убытки. И что клиент вёл себя в магазине неадекватно, хамил, грубил, грозил вызвать полицию. Вот за это, дескать, потом ему пришлось извиняться. Однако никаких документов и доказательств не предъявил.

- Я вообще имел право не возвращать ему деньги, в определённых случаях закон о защите прав потребителей это допускает, - объяснил он свои действия. - Однако деньги клиенту были возвращены, причём добровольно, по мировому соглашению.

Честно скажу: не уверен, что бизнес Андрея Савенкова понёс убытки. А вот кто действительно пострадал не только морально, но и материально, так это истец Николай Бухарин: консультации специалистов, оформление претензии и искового заявления в суд вылились в 3000 рублей, не считая транспортных и прочих мелких расходов. Для его скромной пенсии в 12 тыс. рублей сумма не маленькая. Понесённые истцом расходы, а также оценённый моральный вред в исковом заявлении были указаны, но почему-то оставлены судьёй без внимания. Разве это по справедливости?

Автор: Михаил Коньшин
21 сентября 2018 15:23
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~4vL13
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости