Ответ на ограничение прав российской делегации из-за крымских и донбасских событий в форме отказа от оплаты членских взносов за пребывание в Парламентской ассамблее в 2017 г. можно считать одним из немногих эффективных шагов России против враждебной политики Запада последнего десятилетия. Не далее как 17 мая на встрече в Хельсинки министры иностранных дел Европейского союза объявили о предстоящем допуске российской делегации к полноценной работе в ПАСЕ, включая принятие резолюции о невозможности односторонних ограничительных мер в отношении стран-членов ассамблеи, а также выдвижение кандидатуры от России на пост вице-председателя организации.
25 июня очевидным большинством голосов депутаты ассамблеи восстановили полноценное членство российской делегации в ПАСЕ. Однако уже на следующий день, откликаясь на протест британской, украинской и прибалтийских делегаций, Комитет по мониторингу ПАСЕ вынес постановление, которое если не в юридическом, то в моральном отношении дискриминирует позиции и имидж России.
Доктор политических наук, заведующий кафедрой гражданского права Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Дмитрий Цыбаков полагает, что провозглашая законным участие российской делегации в работе ПАСЕ, решение комитета по мониторингу оказалось перенасыщено огромным количеством несуразных требований. Не нося юридически обязывающего характера, они создают очевидные прецеденты для будущего остракизма российской делегации во время её работы в Парламентской ассамблее. Менторским тоном от политического руководства и народа России требуют, например, прекратить некие «преследования» разного рода «альтернативных сообществ».
Не менее опасны и директивные указания российской стороне об отказе от принципа территориальной целостности страны. Именно этого требуют резолюции Парламентской ассамблеи по Крыму 2014-2015 гг. Опубликованный текст резолюции комитета по мониторингу в части о поиске виновных в крушении малазийского пассажирского лайнера очевидным образом готовит почву для выдачи на Запад военно-политических лидеров национально-освободительного движения Новороссии 2014-2015 гг.
Наиболее важен для понимания происходящего параграф о немедленном восстановлении российского финансирования ПАСЕ за весь пропущенный двухгодичный период. В итоге принятое 26 июня решение о полном восстановлении России в правах в стенах ПАСЕ всё равно оказалось переполнено отсылками о необходимости соблюдения нашей страной антироссийских резолюций ассамблеи последних пяти лет.
Первый шаг по моральной дискриминации Российской Федерации, выраженный в резолюции комитета по мониторингу, не оставляет надежд на конструктивный диалог Россия-Запад в стенах Парламентской ассамблеи. Очевидно намерение европейских бюрократов сразу же после получения долгожданных российских выплат в бюджет ПАСЕ перейти к более решительным мерам по давлению на российскую делегацию и новому ограничению её возможностей доносить до общественного мнения Европы позицию и мнение граждан нашей страны. Это потребует от российского руководства корректировки стратегии по отстаиванию национальных интересов государства.