Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Жил-был дом

«Орловская правда» продолжает знакомить читателей с историей удивительных орловских домов и их замечательных жителей. Сегодня отправимся по новому адресу в Орле - на улицу Горького, дом №14.

Астроном-революционер и принцесса русского авангарда

Им мы и обязаны таким интересом к «герою» нынешнего рассказа - изящному двухэтажному дому с классическими колоннами у входа на углу улиц Горького и Брестской. Здесь в конце XIX - начале ХХ веков в разное время жили выдающийся учёный-астроном, видный революционер Павел Штернберг и замечательная художница, яркий представитель русского авангарда Антонина Софронова. В честь них на доме, являющемся памятником истории регионального значения, установлены две мемориальные доски, что большая редкость для Орла.

Поликлиника №5

Большая редкость и то, что по сравнению с другими своими историческими собратьями дом под номером 14 сегодня выглядит вполне ухоженным и весьма привлекательным - внутри и снаружи. На моей памяти здесь неоднократно делался ремонт фасада. Особенно дом хорош летом, когда благоухают цветы с ухоженных клумб около здания. А повезло нашему «герою», когда в 1974 году в дом вселилась областная поликлиника №5, больше известная в народе как «обкомовская» (по контингенту обслуживания). И хотя я не отношусь к начальству, но тоже закреплён за этим уважаемым медицинским учреждением. И могу лично с полной ответственностью подтвердить высокую квалификацию его врачей и сестричек. В поликлинике весьма уютно: на стенах даже висят внушительного размера живописные работы студентов худграфа ОГУ, в которых легко угадывается школа народного художника СССР Андрея Курнакова. Но, думаю, рядом с ними вполне могли разместить и репродукции замечательных пейзажей и портретов нашей выдающейся землячки, яркого мастера русского авангарда Антонины Софроновой. Дожидаясь приёма у врача, посетители могут прочитать на стендах много интересного об этой необыкновенной женщине и художнике, жившей в этом доме. Как и о другом его жильце - Павле Штернберге.

Строгое обаяние классики

Дом на ул. Горького, 14 первоначально был одноэтажным и строился по проекту архитектора Попова до 1876 года. Несколькими годами позже его надстроили под руководством знаменитого городского архитектора, академика Иосифа Тибо-Бриньоля. Поэтому чему удивляться, что перед нами сегодня небольшой архитектурный шедевр с изяществом форм и линий - образец неувядающей классики. А владельцем этой красоты в 1878 году стал орловский купец Карл Андреевич Штернберг, который приобрёл и соседний дворовый участок, как пишет в своём исследовании орловский краевед Владимир Власов.

Владимир Алексеевич нашёл в архиве окладную книгу города Орла за 1887 год, в которой в 23-м квартале за Карлом Штернбергом числятся два соседних участка.

И думаю, завёл он их не для шика. В семье тогда было… одиннадцать (!) детей.

Пламенный астроном и революционер

Павел Штернберг из всех был самым талантливым - играл на рояле и кларнете и весьма преуспел в математике и физике. А ещё он был одержим астрономией: звёздное небо влекло юношу, будоражило воображение.

Весьма кстати пришёлся подарок отца на день рождение в 1880 году: шеститомное пособие по астрономии и… настоящая подзорная труба!

Павел приладил к ней самодельный штатив и с тех пор при хорошей погоде до глубокой ночи проводил время на крыше дома, вглядываясь в далёкие светила.

По окончании орловской гимназии пытливый юноша поступил на физико-математический факультет Московского университета. Занимался с особым азартом и усердием, но на каникулах обязательно возвращался в родной дом. Юный Штернберг сразу заявил о себе как о талантливом учёном. Его диссертация магистра была посвящена проблеме изменения географических широт в связи с движением земных полюсов. А докторскую работу молодой учёный назвал так: «Некоторое применение фотографии к точным измерениям в астрономии». Это и стало направлением его бурной научной деятельности.

В 1916 году Павел Штернберг встал у руля Московской обсерватории. Одним из первых наш земляк применил фотографию для измерения двойных звёзд.

Но в России уже веял ветер перемен, и Павел Карлович со свойственной ему страстью окунулся в революционное движение. В годы Февральской революции 1917 года он стал членом финансовой комиссии Московского комитета РСДРП, а также вошёл в Центральный штаб Красной гвардии при Моссовете. После Октября 1917 года Штернберг - член президиума Мосгубисполкома, а с сентября 1918-го - член РВС 2-й армии, потом член РВС Восточного фронта.

Можно только догадываться, сколько интересных открытий сделал бы учёный Павел Штернберг, если бы не умер от сыпного тифа в 1920 году…

В 1931 году его имя было присвоено Государственному астрономическому институту при Московском университете, лунному кратеру и малой планете.

Щедрая палитра Антонины Софроновой

В 1908 году в дом, который уже не принадлежал Штернбергам, вселился с большой семьёй земский врач Фёдор Васильевич Софронов. Человек неординарный: сотрудничал с журналами, и даже выпустил свой поэтический сборник. Видно, по стопам отца пошла и младшая дочь Антонина. Кроме поэзии девочка любила и музыку, училась в Орловской музыкальной школе. А в результате всю свою жизнь посвятила изобразительному искусству.

В это трудно поверить, но одна из самых интересных женщин-художниц ХХ века - живописец, график, книжный иллюстратор, талантливый педагог - была на долгое время забыта современниками. Антонина Фёдоровна Софронова прошла долгий тернистый путь в поисках нового, рево­люционного искусства, ломавшего устоявшиеся каноны. Она с головой бросалась в новые течения - абстракционизм, кубизм, конструктивизм, позволявшие ощутить полную свободу самовыражения. Остались позади участие в знаменитых творческих сообществах «Бубновый валет» и «Тринадцать», пока Софронова не пришла к собственному стилю лирической живописи и графики, развивающему традиции французского постимпрессионизма. А среди истинных ценителей изобразительного искусства за ней так и остался почётный титул принцессы русского авангарда.

Но слишком короток был век русского авангарда. Яркой кометой пронёсся он в истории живописи, оставив потрясающие, ни с чем не сравнимые произведения, которые быстро разошлись по частным коллекциям. Поэтому каждая из картин сегодня - бесценное сокровище. И только самые крупные художественные музеи могут сегодня похвастать такими авторами, как, например, Фальк, Ле-Дантю, Эндер, Кончаловский или Гончарова. В Орловском музее изобразительных искусств эти мастера русского авангарда есть. Правда, большую часть времени они проводят в фондах. Но это не вина, а беда музея - не хватает места для постоянной экспозиции.

- Мы рады, что среди этих раритетов есть и вполне приличное собрание - более пятидесяти работ нашей талантливой землячки Антонины Софроновой. Важно и то, что они представляют разные периоды её творчества: от самых ранних 1919 года, отражающих её увлечение кубизмом, до более поздних, связанных с конструктивизмом. Порадуют зрителя и чудные пейзажи родной Орловщины, и удивительные портреты известных актрис, например, Н.Н. Баженовой, - рассказала мне директор Орловского музея изобразительных искусств кандидат искусствоведения Светлана Четверикова.

Автор: Александр Сергеев
26 марта 2021 10:34
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~00TTx
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости