В такой ситуации величина спроса превышается величину предложения, и речь идёт о моменте, когда «большое количество денег преследует малое количество товаров».
В результате рыночного дефицита товар может стать уникальным, что повысит его цену, расширит предложение и вернёт положение на рынке в точку равновесия. Однако, если у производителей не достаточно сырья для увеличения объёма выпуска, дефицит сохранится.
В современных условиях развития мировой экономики с такой проблемой столкнулись представители большинства отраслей промышленности, использующих в своём производстве полупроводники. Производители электроники и вычислительной техники, автомобилей, бытовой техники, медицинского оборудования и проч. оказались заложниками ограниченного предложения данного вида продукции.
Ажиотажный спрос на средства дистанционной связи, особенно востребованные в период ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса, стал непреодолимой преградой для экономических агентов, формирующих предложение на данном рынке. Более 50% полупроводников мира производит Тайваньская корпорация TSMC (от англ. Taiwan Semiconductor Manufacturing Company), а в целом доля Тайваня в общемировом производстве составляет 63%. На Южную Корею приходится порядка 18%, Китай занимает 6%, прочие страны мира - 13%.
Кроме прочего, причиной дефицита полупроводников называют санкции США в отношении производства в Китае, а также пожар на заводе японского производителя чипов Renesas Electronics в марте 2021 года. По данным ПАО «РБК» это третий по величине японский производитель автоэлектроники. Предприятию удалось заново запустить весь процесс производства лишь спустя несколько месяцев.
Так или иначе сформированный в настоящее время дефицит привёл к тому, что себестоимость продуктов в электронике выросла на 20-40%; по итогам 2021 года производство автомобильной промышленности сократится на 10-15%, при этом наибольший урон понесут производители электротранспорта; потребность рынка в ноутбуках и смартфонах удовлетворяется на 70% и 50% соответственно.
По мнению эксперта Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Ольги Карповой, сформировавшийся дефицит на рыке полупроводников отрицательно сказывается не только на конечных потребителях товаров, произведённых с их использованием, но и негативно влияет на отрасли промышленности, задействующие в своей деятельности данный вид продукции. Нехватка комплектующих вынуждает предприятия увеличивать часы простоев оборудования, сокращать численность производственного персонала, ставит под вопрос возможность выполнения взятых обязательств. Всё это приводит к неизбежному сокращению ВВП, росту безработицы, снижению экономической активности, что в условиях распространения вируса COVID-19 может явиться усугубляющим фактором экономического спада.