Немаловажную роль сыграли и события последних двух лет, когда торговые центры, аптеки и продуктовые магазины стали ассоциироваться с повышенной опасностью инфицирования COVID-19. В результате, наверное, сейчас трудно найти человека, который бы хоть раз не совершил покупку товара через интернет. По данным РБК, за 2020 год было выполнено 830 млн интернет-заказов (в среднем почти по 6 покупок на каждого россиянина), и в этом сегменте наблюдается самый интенсивный рост - плюс 57% за год.
Современные цифровые торговые площадки идут по пути формированию экосистем, предоставляющих разнообразный спектр услуг и сервисов своим клиентам. В России крупнейшие экосистемы сформированы Яндексом, Сбером и Mail.ru Group, но их платформы не сопоставимы по своим масштабам с мировыми лидерами: Microsoft, Apple, Amazon, Alphabet, Facebook и Alibaba.
Эксперты считают, что к 2025 году на цифровые экосистемы будет приходиться более 30% мирового ВВП, т.е. около 60 трлн долларов США.
Безусловно, развитие экосистем предоставляет пользователям массу интересных предложений и сервисов. Обратной стороной медали может стать риск утечки конфиденциальных данных, предоставляемых клиентами, включая информации по платежным картам и счетам. Например, в среду 8 сентября Яндекс отразил крупнейшую кибератаку ботнета Mēris (в переводе с латышского «чума»), которая в случае иного сценария принесла бы много проблем российским пользователям крупнейшей российской экосистемы. А сбой в работе Facebook осенью этого года коснулся миллионов человек по всему миру. В утечке баз данных неоднократно обвиняли Сбербанк. Поэтому информационная безопасность является важнейшим элементом цифровых экосистем.
Эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Ольга Попова отмечает, что помимо безопасности пользователей, экосистемы окажут существенное влияние на расстановку сил на рынке товаров и услуг. Производители, организации сферы услуг будут заинтересованы в сотрудничестве с экосистемами, поэтому неизбежно возникнет необходимость в корректировке антимонопольного законодательства и контроля. Причем это важно не только в отношении отечественных цифровых платформ, но и ведущих зарубежных экосистем. Например в США и ЕС серьезно наблюдают за соблюдением антимонопольных норм ведущими технологическими компаниями (Google, Apple, Amazon, Facebook).
В условиях усиливающегося геополитического противостояния и экономического давления сложно ожидать гармонизации национального законодательства разных стран, но должны быть сформулированы рамочные нормы глобального цифрового пространства в сфере развития экосистем.