После окончания обучения они должны будут подтвердить свою профпригодность для работодателя. По словам генерального директора Национального агентства развития квалификаций Александра Лейбовича, сейчас на подготовку специалиста требуется в среднем восемь лет. Из которых он пять лет учится в вузе и ещё три года ему требуется, чтобы освоиться на предприятии. В период различных нестандартных ситуаций, в том числе пандемий, которые сопровождаются спадом экономического развития - это не выгодно.
В связи с этим учебный процесс в вузах предлагается выстроить так, чтобы студенты могли получать знания блоками и подтверждать их профэкзаменом. Это можно сделать, например, на 2-3 курсе. Прежде всего, профессиональные экзамены необходимы студентам, которые изучают финансы, строительство, образование, агропромышленность. В Национальном агентстве развития квалификаций считают, что в целом профэкзамены актуальны для профессий примерно для половины всего рынка труда.
Александр Лейбович добавил, что профэкзамен уже несколько лет успешно сдают студенты колледжей, получая к диплому об образовании ещё и свидетельство о квалификации. То же самое необходимо сделать для студентов вузов.
В ближайшее время Министерство науки и высшего образования совместно с Национальным агентством развития квалификаций и Рособрнадзором отберут вузы, которые станут участниками пилотного проекта по организации профэкзаменов.
Как отмечает эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Евгения Матвеева, ранее стало известно, что содержание закона «Об образовании в РФ» может достаточно серьёзно измениться. Правительство внесло в Госдуму законопроект, согласно которому студенты вузов смогут получить несколько специальностей одновременно. Модель «2+2» предполагает, что после первых двух лет обучения в вузе студент сможет выбирать углубленное изучение специальности либо сменить направление. И это не считая дискуссий о дистанционных основах обучения.