Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

ОГАТ им. И.С. Тургенева показал премьеру комедии дель арте «Синьор Тодеро-брюзга» по пьесе Карло Гольдони

Напомним: комедия дель арте - вид итальянского народного (площадного и уличного) театра, где артисты играли в масках, а спектакли создавались методом импровизации.

Комедия масок зародилась в XVI веке. Пьеса «Синьор Тодеро-брюзга» Карлом Гольдони написана в XVIII веке, но актуальна и по сей день. Венецианский драматург умел хорошо подметить ситуации и характеры, которые за много веков по сути мало изменились.

Кстати, один из главных героев, старик Тодеро, существовал на самом деле. Карло Гольдони в своих воспоминаниях говорил, что это был грубый и несносный человек, чьё имя впоследствии стало нарицательным.

В спектакле Тодеро-брюзгу сыграл актёр Андрей Царьков. И надо сказать, при всех вредностях своего персонажа, при всех изначальных гротесковых угловатостях артисту удалось смягчить образ и сделать его удивительно пластичным и очень симпатичным, этаким старикашкой Шапокляк. Ну да, Тодеро решил, что если в его руках семейный бюджет, то и хозяином человеческих судеб ему тоже можно быть, и что ему лучше знать, за кого нужно выдавать замуж собственную внучку. Но, как водится, и эту преграду любовь преодолевает, тем более когда у неё есть помощники.

Режиссёр (Владимир Хрущёв) подарил артистам возможность необычного существования на сцене. Ему не интересен театр, где всё начинает идти по накатанной, если нет места эксперименту. И дель арте в этом смысле - довольно амбициозная задача для режиссёра и весьма сложная для актёров. Маска ведь, как изначально нечто неизменное и стереотипное, может начать диктовать, как существовать артисту. И в этой ситуации лучше с ней не спорить, а подружиться, найти плюсы.

- Польза от этого диктата, - дисциплина нахождения на сцене, тут любой поворот санкционирован, за каждое движение - большая ответственность, - говорит Хрущёв. - И несмотря на эти рамки, нужно жить на сцене полной жизнью, играть всем телом. Тут не привычная нашим артистам система Станиславского, тут, скорее, система Михаила Чехова с её аффективной реакцией на происходящее.

И надо сказать, все артисты отлично с этим справились. Кирилл Глухов, например, в роли слуги Грегорио не проронил за весь спектакль ни единого слова, но сумел создать трогательный, запоминающийся образ.

Особенно, на мой взгляд, удалась роль невестки Марколины актрисе Екатерине Аршиновой. Было ощущение, что маска ей ничуть не мешает. Невероятная энергия, прекрасная пластика и как вишенка на торте - голос. Знаменитая челентановская «Но почему» прозвучала в исполнении героини-донны иронично, но вместе с тем драматично.

Вообще, в спектакле достаточно много музыки. В самом начале мы слышим мелодию песни из известного с советских времён фильма «Труффальдино из Бергамо»… Помните? «О, Венеция, город влюблённых! Ты - подлунного мира венец! Жарче тысячи солнц раскалённых здесь горение юных сердец!»

Атмосфера Италии здесь во всём - в корзине с апельсинами, в музыке, в распахнутом окне, в которое видна узкая улочка, в гондольерах, время от времени «проплывающих» по сцене…

А объяснение влюблённых Занетты (Алина Гнедова) и Менегетто (Александр Аксиненко) было подано точь-в-точь, как в «Ромео и Джульетте». И опять же знакомая мелодия из кинофильма.

Иногда приходила мысль, что действо чем-то напоминает вахтанговскую «Принцессу Турандот» - юмор, лёгкость, элегантность.

Если попытаться несколькими словами описать представление, то это было задорно и карнавально, словом, «дельартно».

- Есть несколько пунктов комедии дель арте, которые обязательны к исполнению, и один из них называется «весёлая душа», - говорит режиссёр. - Это основная эмоциональная педаль. Каждое появление персонажа - какой-то аттракцион и ощущение счастья пребывания на сцене.

Далеко не всегда зритель идёт в театр, чтобы нырнуть в глубины драматизма, испытать катарсис и так далее, порой просто хочется лёгкости и света, стильности и красок, хочется, чтобы спектакль был похож на праздник. И «Синьор Тодеро-брюзга» дарит нам этот праздник.

В зале часто раздавался смех. Значит, зрители и артисты были на одной волне. И это здорово. Помните, в фильме про Мюнхгаузена? «Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны. Умное лицо - это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица»…

Улыбайтесь. Улыбайтесь, господа…(12+)


Автор: Анжела Сазонова
Фото: Пётр Мусатов
8 июня 2022 11:45
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~1A6wv
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости