Едва мы вошли в класс, как ребята дружно встали и поприветствовали нас почтительным кивком головы.
Здесь так принято - уважительное отношение к человеку, даже если видишь его впервые. Я заметила, что на каждом столе стояли канцелярские зажимы с цветными листочками. Жёлтый означает внимание, голубой - поведение, зелёный - самостоятельность… В конце уроков каждый ученик сам решает, в чём он особенно отличился в этот день. Елена Горбунова считает, что такой нехитрый приём приучает малышей к самостоятельности, учит ставить перед собой задачи и решать их.
- Какой у вас любимый урок? - обращаюсь к первоклашкам.
- У меня все любимые, - серьёзно отвечает семилетний Тимофей, и его дружно поддерживают одноклассники.
Дети как дети. Любопытные, подвижные, активные, озорные… Попросила их найти на карте Орёл, они - бегом к карте мира. Нашли и Орёл, и Африку, и Антарктиду и почему-то показали Уральские горы.
Из своего опыта и наблюдений Елена Сергеевна знает, что многие родители хотели бы отдать ребёнка в православную школу, но, во-первых, подобных школ недостаточно. Во-вторых, молодые родители иногда искажённо воспринимают православное образование. Многие из них только делают первые робкие шаги в сторону веры, но ещё мало что в этом понимают. Но именно на этих родителей надо обращать внимание.
- Бывает, нам звонят и спрашивают: «А у вас не бьют детей за непослушание?», - делится со мной учительница. - «У вас не ставят на колени?». Конечно, нет! Откуда такое представление? У нас и молитвы для маленьких детей адаптированы под их возраст. Помимо основных предметов первоклассники изучают основы православной веры. И только во втором классе добавляется церковнославянский язык.
Учитель Горбунова считает, что в гимназии созданы идеальные условия для образования и воспитания детей. К каждому ребёнку здесь пытаются найти адресный подход, чтобы не задеть самолюбия, не зародить комплекс неполноценности. Елена Сергеевна сказала, что в гимназии ждут и готовы ещё принять любознательных учеников.
Бывает, первоклашка в чём-нибудь провинится. Учитель Елена Горбунова подойдёт к нему после занятий, и они вместе тихонько обсудят, что произошло. Один на один, без свидетелей.
Однажды, когда Елена Сергеевна была ещё молодым специалистом, у неё украли деньги. Об этом прознали её дети. На другой день после происшедшего к учительнице подошёл её ученик и произнёс:
- Не расстраивайтесь, Елена Сергеевна.
Мальчишка протянул руку, на его ладошке лежал бумажный рубль:
- Это вам.
На вопрос: «Откуда?» - мальчик простодушно ответил: «Я разбил свою копилку». Учительница чуть не расплакалась. Понятно, что деньги она не взяла.
- Такие моменты - самые счастливые в жизни учителя, - признаётся Горбунова. - Ты учишь, воспитываешь первоклашек и в череде будней иногда не замечаешь, какой рядом растёт замечательный человек. Это очень приятно. Ради таких моментов имеет смысл работать.
Даже обычный телефонный звонок или СМС-сообщение от бывшего ученика, который вспомнил о тебе и поздравил с праздником, а может, просто сказал добрые слова, греет душу.
Я попросила Елену Сергеевну пофантазировать и на минуту представить себя министром образования. Что бы изменила?
- Считаю, что в классе должно быть не более 20 детей, оптимальное число - 17, - размышляет Горбунова. - Тогда учитель сможет до каждого донести тему урока, каждого спросить и каждому ответить. Это важно. В школе должен работать штат психологов, а не один специалист на всю школу. И чтобы психолог имел возможность работать с каждым ребёнком индивидуально, изучив именно его проблему.
Пофантазировали мы и на тему современной учебной программы. И сошлись во мнении: в старших классах надо предоставлять детям некоторый выбор. Хотя бы для тех, кто окончательно определился в будущей профессии. К примеру, если ученику нужна математика, то пусть ему дадут возможность заниматься ею особенно усиленно, а, допустим, с биологией общаться «поскромнее».
Елена Сергеевна считает, что программу некоторых предметов необходимо пересмотреть. Поменьше лишней теории, побольше практических знаний. Я с ней полностью согласна. К примеру, из курса химии мало кому понадобятся в жизни многоэтажные химические уравнения. А вот знать, что такое эмульгаторы, альгинат натрия, окислители, камедь… было бы полезно. Хотя бы для того, чтобы прочитать состав на упаковке с продуктом или бытовой химией и знать, каким образом эти вещества действуют на организм.
Пока мы разговаривали, ученики вернулись после завтрака в класс. И приятная неожиданность: одна из девочек протянула мне печенье, а мальчик - конфету. Никто им не подкидывал такую идею, они сами решили, что, если в доме гость, его надо угостить. Правильные дети.
И не важно, выйдут они из гимназии глубоко верующими или нет. Главное, чтобы они выросли достойными людьми. Хочется верить, что так и случится. Тем более если рядом с первоклашками такие увлечённые и творческие учителя.