Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Налоговый манёвр: суть и последствия

Доходы отечественной бюджетной системы по-прежнему формируются в значительной степени от налогов на топливно-энергетический комплекс.

Поэтому стремление привлечь дополнительные поступления в государственную казну за счёт ведущего налогоплательщика вполне объяснимо. Именно этот стимул стал основной побудительной идеей налогового манёвра в нефтяной отрасли. Суть манёвра сводится к поэтапной замене экспортных пошлин к 2024 году на нефтепродукты налогами на добычу этого энергоресурса (НДПИ).

Считается, что подобная трансформация налогообложения обеспечит рост глубокой переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), позволит выстраивать рыночное ценообразование со странами СНГ и Евразийского экономического союза, повысит внутренние цены на энергоносители в России. Но при этом уровень цен национального рынка нефтепродуктов станет для потребителей еще более неподъёмным. Учитывая масштабы страны и низкую плотность заселения её территории, межрегиональные связи будут продолжать ослабевать, а товары дорожать из-за роста транспортной составляющей в себестоимости конечной продукции. Основные дилеры нефтяной отрасли в таких условиях вынуждены, в той или иной степени, учитывать интересы государства, стремящегося увеличить доходы бюджетной системы и не допустить роста социального протеста в обществе.

В этой связи профессор Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Ольга Попова отмечает, что необходимо учитывать, что нефтяной бизнес крайне специфичен. Он отличается низким уровнем конкуренции и высокой поддержкой со стороны государства. Например, Роснефть, Газпром являются, по сути, государственными компаниями, на долю которого в уставном капитале приходится более 50%. Сургутнфтегаз, Лукойл, Росснефть и др. не афишируют своих ведущих акционеров на официальных сайтах. Но очевидно, что перекрёстные интересы мажоритариев этих компаний и возможность сговора, недоступные для других отраслей с более конкурентными условиями функционирования, создают топливно-энергетическому комплексу плацдарм для ультиматумов и лоббирования своих интересов на самом высоком уровне. Но именно с ними, подвластными правительству компаниями, руководители страны с трудом договариваются о замораживании  цен.

Кроме того, ведущие компании ТЭК рассчитывают производить модернизацию НПЗ за счёт государственных субсидий, что крайне необычно для коммерческих предприятий, функционирующих в условиях низкой конкуренции, с перспективой приватизации в пользу существующих или очередных олигархов.

И, наконец, налоговый манёвр предусматривает использование крайне непрозрачных налоговых и бюджетных механизмов (например, прямых и обратных акцизов), которым не доверяют даже нефтяные компании.

Таким образом, налоговый манёвр стал, по сути, очередным дестабилизирующим фактором функционирования экономики России, который не учитывает ни межрегиональные различия страны, ни её стратегические связи с зарубежными партнёрами, ни интересы собственного населения, отечественного малого и среднего бизнеса.


15 января 2019 23:59
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~BoH2B
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости