Итоги работы ведомства в прошлом году подвёл его руководитель Анатолий Гаращенко. Он рассказал журналистам о нарушениях, допущенных управляющими компаниями, о претензиях к деятельности регионального фонда капремонта и о том, с какими жалобами чаще всего обращаются орловцы в жилинспекцию.
- В 2017 году мы усилили контроль над тем, как управляющие компании исполняют лицензионные требования и реагируют на выдаваемые им предписания по устранению нарушений, - отметил Анатолий Гаращенко.
По его словам, это привело к ощутимым результатам: руководители УК поняли, что проще устранить недочёты, нежели бесконечно платить штрафы. Специалисты жилинспекции также провели большую работу, чтобы развеять миф, усиленно распространяемый сотрудниками управляющих компаний: штрафуют УК, платят жильцы - из средств, которые собирают на содержание и текущий ремонт. На самом деле платят за свои огрехи сами УК из собственных средств.
- До июня 2017 года на управляющие компании было наложено около 4,5 млн рублей штрафов, а во втором полугодии - всего около 2 млн, - сообщил руководитель ведомства.
УК стали ответственнее подходить к исполнению своих обязанностей, а случаи, когда недочёты устраняют для отвода глаз (например, вместо разбитого стекла в подъездах вставляют фанеру), почти прекратились. Усилили контроль и сами жители.
- Собственники стали ответственнее относиться к общедомовому имуществу и требовательнее - к работе управляющих компаний, констатировал Анатолий Гаращенко.
В прошлом году, сообщил Анатолий Гаращенко, в жилинспекцию поступало много жалоб на качество капремонта. Все обращения были рассмотрены, некоторые из них переданы в другие контролирующие органы. Всего по обращениям жителей было проведено более 75 проверок.
По его мнению, подобная ситуация сложилась в том числе из-за того, что региональный фонд капитального ремонта не в состоянии проконтролировать все объекты ввиду малочисленности сотрудников - на каждого сейчас приходится более десяти объектов.
- Последние проверки, проведённые правоохранительными органами, выявили вопиющие случаи: необходимые материалы заменялись материалами, эксплуатационные качества которых значительно ниже, завышались объёмы работ, - рассказал Анатолий Гаращенко.
Руководитель жилинспеции надеется, что в 2018 году ситуацию удастся исправить:
- Этот вопрос неоднократно поднимался нами и во время переговоров с руководством фонда, и в департаменте строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области. Думаю, теперь процедура выбора компаний, которые будут осуществлять строительный контроль, в корне изменится.
Жалобы орловцев в жилищную инспекцию, как правило, носят сезонный характер: например, зимой жители жалуются на нерасчищенные дворы, а с наступлением дождей увеличивается количество обращений по поводу протечек кровли. Кстати, последние поступают круглогодично, даже зимой. Просочившаяся под кровлю вода в холода замерзает, а впоследствии перепад температур приводит к разрыву того или иного её участка и соответственно к протечке.
- При выезде на объекты мы нередко удивляемся, как жители в течение многих лет живут в таких условиях. От стен отходят обои, под ними грибок… В дождь люди расставляют тазы по квартире. УК проводит так называемый «латочный» ремонт, но он не всегда эффективен. Тем не менее во многих случаях вопросы возникают именно к управляющим компаниям: какой материал они используют, позволяет ли квалификация их сотрудников выполнять такие работы? - говорит руководитель жилинспекции. - Регулярные проверки заставили руководителей УК задуматься и над этой проблемой.
- Неоднократно сталкиваясь с такими ситуациями, Первая городская управляющая компания (у которой в обслуживании около 60% жилищного фонда Орла) решила в корне изменить подход к обслуживанию многоквартирных домов: теперь входящие в её структуру УК будут заключать договоры с так называемыми хаус-мастерами - «домашними докторами» общего имущества. Первая городская приобрела машины, которые оснастила всем необходимым оборудованием и материалами для выполнения неотложных работ. Дома закрепят за мастерами, а те уже будут полностью отвечать за тот или иной дом. Пойти на этот эксперимент управляющую компанию вынудили многочисленные проблемы с исполнителями. Надеемся, он будет успешным, а количество жалоб жителей на состояние общедомового имущества уменьшится, - говорит Анатолий Гаращенко.
Пока же некоторые структурные подразделения ЗАО «Первая городская управляющая компания» фигурируют в списке других компаний, неоднократно привлекавшихся в этом году к административной ответственности. Наряду с ними в него вошли ООО «Наш дом», ООО «Гранит», ООО «УК Жилсервис», а также ТСЖ «Зарница».