Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Орловский губернаторский камерный хор «Лик» вступил в год своего 30-летнего юбилея

Порой кажется, что в нашем пластмассовом, бездушном мире уже не осталось места для чего-то тонкого, нематериального, возвышенного. Уж очень стали редки моменты, когда мы останавливаемся в безумной гонке, замираем сердцем, задумываемся о глубоком, неземном, но таком нужном.

Живём для тела, для здоровья, а о том, что находится в драгоценном сосуде тела - бессмертной душе, забываем. К чему я это? К тому, что первые же аккорды орловского губернаторского камерного хора «Лик» под управлением заслуженного работника культуры России Дмитрия Коваленко заставляют нашу душу вздрогнуть. Будто мы переносимся в горний мир, где нет смерти и болезни, наше сердце оживает, наполняется красотой и любовью. Именно к этому и стремился молодой хормейстер Дмитрий Коваленко 30 лет назад, когда создавал свой коллектив.

Дмитрий Олегович родился в столице советской Калмыкии Элисте в семье профессиональных музыкантов.

- Семья жила музыкой, - так Дмитрий Коваленко вспоминает своё детство. - Я чувствовал и понимал, что музыка будет со мной на протяжении всей жизни, в другой сфере себя даже не представлял. Мои родители с утра до вечера были заняты преподаванием в Элистинском музыкальном училище. Можно сказать, в этом же училище я и вырос. Во многом моё детство прошло под звуки студенческих хора и оркестра, фортепианных экспромтов и баянных фантазий.

Отец Олег Данилович Коваленко окончил знаменитое «свешниковское» Московское хоровое училище, где в послевоенное время работали лучшие педагоги страны, прививавшие маленьким певцам исключительный музыкантский профессионализм и культуру. Спутницу жизни, маму Дмит­рия Коваленко - Эмилию Борисовну Кирееву, Олег Данилович встретил, учась в Саратовской государственной консерватории. После окончания вуза молодые специалисты были направлены на работу в только что открывшееся музыкальное училище в Элисту. Большое влияние на будущего художественного руководителя Орловской государственной филармонии оказала и его бабушка Бану Касымовна Карачурина, воспитанница детского дома, цирковая гимнастка, артистка знаменитого цирка на Цветном бульваре.

- Бабушка и отец, практически выросший в цирке, привили мне доброе отношение ко всему живому, природе, окружающему нас миру, и это чувство неизменно дополняло мои занятия музыкой, - вспоминает Дмитрий Олегович. - Мой детский досуг был наполнен не только гаммами, арпеджио, этюдами и сольфеджио, но и радостью от общения с многочисленной живностью - от собак и ежей до беркутов и ласточек, в разное время живших в нашем доме. В Элисте я начал учиться игре на фортепиано в музыкальной школе, а после переезда семьи в Орёл продолжил обучение в музыкальной школе имени В.С. Калинникова. Занятия музыкой для меня не ограничивались школой, дома со мной постоянно занимался отец. Очевидно, для него уже тогда было ясно, что я могу состояться в будущем как музыкант, поэтому к моим школьным заданиям прибавлялись гораздо более трудные, но интересные упражнения по многоголосному сольфеджио, гармонии, полифонии, азам музыкальной формы и композиции. Эти занятия не только приносили мне радость постижения мира через музыку, но и при­учали к ежедневной дисциплине - в этом отношении отец, взыскательный и доб­рый учитель, был со мной предельно строг. Мне всегда везло с педагогами. Уже гораздо позднее, когда я учился на дирижёрско-хоровом отделении Орловского государственного института культуры, моим наставником стала заведующая кафедрой хорового дирижирования Людмила Петровна Пикалова - тонкий, глубокий музыкант с огромным опытом, прекрасный дирижёр, человек широкого кругозора, огромного трудолюбия, принципиальности и выдержки. Она чрезвычайно много вложила в меня и в музыкантском, и в человеческом плане.

Надо отметить, что в 1970-80-е годы в СССР хоровое искусство было необыкновенно популярно. Пела вся страна, существовало огромное количество профессиональных, учебных и любительских хоров. И это всё не могло не оказывать позитивного влияния на общую культуру населения страны. Пели классику, произведения советских композиторов, народные песни. Студентам-хоровикам всегда было где и для кого работать - вся великая и необъятная страна, от общеобразовательных школ и небольших учреждений до многотысячных заводов и фабрик, была вовлечена в художественно-самодеятельное движение.

Дмитрий Олегович вспоминает, что отец очень настаивал на продолжении его обучения в Москве. Сам в своё время получивший уникальный опыт профессионального общения с лучшими музыкантами страны, Олег Данилович был убеждён, что такая же школа необходима и его сыну.

- Я поступил в очную ассистентуру­стажировку при Московском государственном институте культуры, - рассказывает Дмитрий Коваленко. - Учился и проходил практику у известных профессоров, настоящих мастеров хорового дела: Екатерины Малиновкиной, Бориса Баранова, Юрия Ухова. Это было чудное время, легендарные педагоги. Могу сказать, что каждая минута, проведённая с ними, была настоящим сокровищем и в профессиональном, и в человеческом плане.

Духовная музыка всегда волновала душу и притягивала внимание молодого музыканта Дмитрия Коваленко. Он с юношества пел в церковных хорах, выискивал и переписывал понравившиеся хоровые произведения, учился на них, пробовал сочинять. В конце 1980-х годов молодой преподаватель ОГИК Дмитрий Коваленко начинает петь в хоре Свято-Никольского храма (п. Кромы), а через некоторое время становится регентом коллектива. Именно здесь зародился будущий «Лик», именно из небольшого церковного хора вырос нынешний орловский губернаторский камерный хор, прославивший своим пением родную Орловщину во многих градах и весях нашего Отечества, а также далеко за его пределами.

Ещё учась в Москве, Коваленко продолжал пополнять свою нотную коллекцию редкими духовно-музыкальными сочинениями П. Чеснокова, Н. Голованова, С. Смоленского, К. Шведова, А. Азеева, А. Кастальского. Из рукописных и полуподпольно перепечатанных нот постепенно образовалась библиотека, позволившая сформировать интересный в художественном плане и разностилевой репертуар. Надо сказать, что свято-никольский церковный хор, руководимый Дмитрием Коваленко, состоял из профессиональных хоровиков - преподавателей и студентов института культуры, так что коллективу, несмотря на малочисленность, было по плечу качественное исполнение достаточно сложных в техническом плане партитур. Церковные службы, сопровождаемые хором, наполнились новым, свежим звучанием, ярким музыкальным содержанием. Во многом благодаря этому в Кромы начинает приезжать всё больше представителей творческой интеллигенции из Орла, Железногорска, Курска, близлежащих областей. После церковных служб идёт живая творческая беседа, устанавливаются дружеские связи, со временем вокруг церкви и хора складывается круг общения близких по духу и устремлениям людей.

В январе 1990 года, на Святках, состоялся первый публичный концерт хора Свято-Никольской церкви. Он прошёл на сцене Кромского РДК и сопровождался простенькой типографской чёрно-белой афишкой. А само название, имя коллектива, красивое и благозвучное - «Лик» - пришло к хору немного позже.

- Если вы заглянете в богослужебные книги, - поясняет Дмитрий Коваленко, - то увидите, что те места церковной службы, где должен петь хор, отмечены пометкой «Ликъ», это означает, что данный текст поётся от лица всех молящихся в храме. Нам понравилось это короткое, ёмкое, многоплановое слово, пришедшее из глубины веков. Так оно и стало нашим именем.

В начале 1990-х о «Лике» уже знали по всей области. Концерты хора во многих райцентрах Орловщины люди воспринимали как настоящий праздник. Музыканты включали в свои программы не только духовные произведения, но и хоровую классику, обработки народных песен. Первым положительным отзывам радовались, как дети. Но не расслаблялись, продолжали шлифовать исполнительское мастерство.

Постоянный состав хора «Лик», который в 2004 году получил почётное звание губернаторского, - 34 человека. Дмитрий Олегович называет свой коллектив «живым организмом»: кто-то уезжает, кто-то приходит, кто-то уходит в декрет, возвращается после учёбы… Но есть и такие, кто поёт в хоре все эти 30 лет. Это непререкаемый инспектор хора и его солистка Нина Рябинина. Почти 25 лет отдали хору две Натальи - Бруевич и Булгакова. Вместе - на работе и дома - супруга Анна Коваленко. За плечами коллектива - победы на всероссийских хоровых состязаниях, на международных конкурсах в Израиле и Чехии, аплодисменты благодарных зрителей после многочисленных концертов хора в городах России, Германии, Нидерландов, Чехии, Израиля, Словении, Франции. За эти годы «Лик» неоднократно становился лауреатом и дипломантом многочисленных музыкальных фестивалей, всероссийских и международных. Предмет отдельного разговора - содружество губернаторских коллективов: симфонического оркестра и камерного хора, вызвавшее к жизни десятки постановок красивейших произведений русской и западноевропейской вокально-симфонической классики. Благодаря этому творческому тандему орловские любители музыки смогли «живьём» услышать высокую музыку реквиемов В. А. Моцарта, Л. Керубини и Дж. Верди, кантат Г. Ф. Генделя, Й. Гайдна, С. Танеева и С. Рахманинова, ораторий Ф. Мендельсона, оперных сцен П. Чайковского и Н. Римского-Корсакова.

- Мы искренно верим, что выступления наших филармонических коллективов, и в частности камерного хора «Лик», служат делу культурного просвещения, духовного подъёма наших соотечественников, - говорит Дмитрий Коваленко.

Автор: Марьяна Мищенко
Фото: Сергей Мокроусов
25 марта 2020 13:16
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~Dj69P
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости