На Орловщине акцию поддержали областное управление культуры и архивного дела и региональный департамент образования.
Центральной площадкой проведения диктанта в Орле стала областная библиотека им. И.А. Бунина, куда пришли школьники, студенты, преподаватели, все желающие проверить свой уровень этнографической грамотности - всего около 130 человек.
На написание диктанта из 30 тестовых заданий отводилось 45 минут. Проверить свои знания о народах России попыталась и я. Перед началом диктанта познакомилась с соседкой, так сказать, по парте - учителем истории из Орла Татьяной Бодровой, тоже новичком в этом испытании.
- Сейчас школьные каникулы, так что есть возможность поучаствовать в этнографическом диктанте, - сказала она. - В нашей школе учатся ребята разных национальностей: например, есть дагестанцы, киргизы, поляки, украинцы… Все хорошо знают русский язык, учатся вместе с 1-го класса. И в футбол вместе играют. А главное - дружат между собой.
С диктантом большинство его участников справились за полчаса. На некоторые задания я ответила, что называется, с ходу. Ну кто же, к примеру, не знает, что всемирно известный заповедник «Кижи» находится в Карелии или что собирателем народных песен в Воронежской губернии, организатором первого русского народного хора был Митрофан Пятницкий?
Над другими вопросами пришлось немного поразмышлять: например, кто именно из перечисленных лётчиков, лакец (даже название такой народности мне попалось впервые) по отцу и крымский татарин по матери, был дважды Героем Советского Союза: Александр Покрышкин, Владимир Коккинаки, Алексей Маресьев или Амет-Хан Султан? Заглянув после диктанта в Википедию, убедилась, что всё же выбрала правильный ответ.
Остаётся добавить, что результаты диктанта, правильные ответы на задания и разбор типичных ошибок будут опубликованы на сайте www.miretno.ru 12 декабря 2017 года. По результатам всероссийской проверки знаний в регионах будут сформулированы рекомендации по внесению изменений в учебные программы по этнографии.
Дмитрий Моисеев, начальник Управления культуры и архивного дела Орловской области:
- Надеюсь, что после написания этнографического диктанта у многих его участников появится желание не только изучать свои корни, традиции предков, но и узнать больше о тех, кто живёт рядом.
Галина Глазова, председатель регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России»:
- Этнографический диктант нужен для того, чтобы народам нашей страны лучше узнать друг друга. Чем больше мы будем общаться, тем крепче будет межнациональная дружба - одно из важных и основных условий социальной стабильности.
Равшан Пулатов, председатель центрального совета Орловской региональной общественной организации по оказанию социально-правовой помощи выходцам из Азии «Евразия»:
- Такие акции очень нужны, чтобы узнать друг друга поближе. Вот я узбек по национальности, родился в Таджикистане, родители родом из Киргизии. Так что я всегда говорю, что я советский человек. Горжусь тем, что родился в Советском Союзе. В Орле живу уже 17 лет. Здорово, что в нашем регионе нет серьёзных, острых межнациональных проблем. Мы, некоренное население Орловщины, стараемся принести какую-то пользу обществу, работаем, платим налоги, воспитываем детей в духе уважения к другим народам.
Ахмад Шах, сопредседатель Орловской общественной организации «Союз афганских беженцев»:
- Живу в Орле с 1989 года, учился в военном училище связи, потом в ОГУ. Изучать русский язык, знакомиться с культурой и традициями великого народа было невероятно интересно. Помню, как нас приятно поразила увиденная впервые красочная шумная Масленица. Наша организация активно участвует в общественной жизни города. Постоянно встречаемся с ветеранами боевых действий в Афганистане, рассказываем молодёжи о жизни и обычаях афганского народа.
Татьяна Конценебина, учитель истории и обществознания школы №35 г. Орла:
- В школе работаю первый год. В диктанте решила поучаствовать, чтобы посмотреть, как адаптировали для его участников задания по такой сложной дисциплине, как «Этнография», которую мы изучали в вузе. Знаю, что в школах города учатся разные дети: например, и с африканскими корнями, и с корейскими. Но благодаря родителям и педагогам конфликтов между ними на этнической почве нет.
Дмитрий Пантюхин, ученик школы №21 г. Орла:
- В прошлом году задания диктанта были сложноватыми. В этот раз я специально полистал материалы по этнографии. Нам, европейцам, особенно интересно узнавать о жизни и быте народов Востока.