Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Родные просторы Виктора Лупачёва

В каждом произведении этого тонкого художника-пейзажиста - нашего земляка - искреннее признание в любви к родному краю, своей малой родине.

В этом легко убедиться, побывав на большой ретроспективной выставке (175 работ) Виктора Лупачёва в областном выставочном центре, приуроченной к 70-летию со дня рождения большого мастера. У зрителей есть потрясающая возможность совершить увлекательную прогулку по красивейшим уголкам Орловщины, увидеть пейзажи, воспетые классиками русской литературы. Побывать в тургеневских местах - в окрестностях рек Зуши и Оки, в дивном Полесье.

Переходя от картины к картине, вы словно листаете завораживающие страницы «Записок охотника» Ивана Тургенева. И сколько теплоты и души в этих пейзажах! Немного фантазии - и вы услышите и крик птиц в синеве неба, и шелест листвы стройных берёзок на ветру.

Художник мастерски передаёт настроение природы: как звонко играет весенней зеленью лес, проснувшийся от зимней спячки, и как тоскливо осенняя пелена заползает в овраг у реки.

В этой правде жизни - вся мощь и талант художника Виктора Лупачёва, приверженца той классической, реалистической школы живописи, которой так славится русское изобразительное искусство.

О вехах своего непростого творческого пути, об учителях и некоторых секретах мастерства известный художник рассказал в беседе с корреспондентом «Орловской правды».

- Виктор Васильевич, с чего всё начиналось?

- С мальчишеских амбиций и хорошего учителя. Помню, в пятилетнем возрасте вроде неплохо рисовал, а воспитательница в детском саду всё нахваливала моего дружка - меня это здорово задевало. И когда узнал, что в Доме пионеров есть кружок, где учат на художников, - бегом туда. Так я попал в руки к замечательному педагогу и человеку Владимиру Николаевичу Воропаеву. Потом у меня было ещё много хороших наставников, но он был первым. Тем, кто сумел нам, несмышлёнышам, раскрыть чудо рисования, научил видеть красоту вокруг себя и постараться передать её на белом листе бумаги.

Тогда, в 1950-х годах, в ходу ещё были диафильмы, и я до сих пор помню, как с их помощью Воропаев знакомил нас с великими русскими художниками. Был день Репина, потом - Сурикова, Крамского…

И старания Владимира Николаевича не пропали даром. Моё желание стать художником ещё больше окрепло, и после десятилетки я поступил на худграф Орловского педагогического института. А после его окончания решил продолжить учёбу в Харьковском художественно-промышленном институте на отделении монументальной живописи.

- Потянуло на большие художественные формы?

- Потянуло на большие заказы. Тогда, в 1980-х годах, монументальное искусство было ещё востребовано в нашей большой стране. А главное, этот вуз был одним из лучших в СССР, и приняли тогда всего семь человек на монументальное отделение. Нас научили делать витражи, мозаику, мы изучали иконопись.

Когда вернулся в Орёл и стал работать в художественно-производственных мастерских Союза художников России, чувствовал себя на коне! Первой большой работой стала мозаика на стене детского сада на улице Красина в Орле размером в 150 квадратных метров! Трудился больше года, и всем понравилось. Потом на главпочтамте в Мценске выложил порт­реты знаменитых орловских писателей. Пришлось поработать и в других городах, и даже в Германии. Но с перестройкой монументальное искусство приказало долго жить, и я вернулся к пейзажам.

- Вы не скрываете, что ваши пейзажи духовно связаны с большой литературой. А кто из писателей вам особенно близок?

- Конечно, наши земляки - и Иван Бунин, и Афанасий Фет, и Николай Лес­ков. Но, всецело погрузившись в природу нашей Орловщины, открыл для себя гениальность Ивана Сергеевича Тургенева. Вместе с моим другом Николаем Силаевым с этюдниками исколесили много мест, где с ружьём бродил наш великий писатель, и только тогда поняли тот восторг, с которым Тургенев описывает в своих произведениях природу родного края. Взять хотя бы такое дивное место, как окрестности у деревни Карандаково Мценского района - перелески, играющие на солнце, причудливые берега Оки - красотища!

Но она особенная - не слащавая, а лиричная и тонкая. В нашей орловской природе есть особый подтекст, второй план. В этом она схожа с красотой и богатством русского языка, мастером которого и был Иван Сергеевич.

- На чём основана ваша приверженность классической живописи?

- По-моему, достичь высот в изобразительном искусстве можно только в реализме. Это самое сложное направление, где можно положить всю жизнь, и не факт, что добьёшься успеха. Когда смотришь произведения великого искусства - того же Рафаэля, да Винчи, Крамского, Левитана, Шишкина, Поленова, то сопереживаешь, не остаёшься равнодушным. И в этом сила настоящего искусства. Поэтому я всегда учился у них, старался взять самое лучшее из их творческого наследия, из того, чего они сумели добиться в искусстве.

- Виктор Васильевич, а чего добились вы, что станет вашим творческим наследием?

- Скажу честно: начинал писать пейзажи, чтобы выжить. А сегодня, спустя тридцать лет напряжённого творческого труда, понял: я пишу свою малую родину. И до меня, наверное, в таком количестве и разнообразии её никто не писал. Я искренне считаю себя патриотом орловского края. И по моим работам спустя даже много лет можно будет судить о природе Орловщины, её душевной и необыкновенно тонкой красоте. (0+)


Автор: Александр Савченко
4 декабря 2019 20:29
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~NZhSy
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости