Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

6 июня - Пушкинский день России

Ежегодно 6 июня в России отмечается Пушкинский день, известный также как День русского языка.

Александр Сергеевич Пушкин не оставил нам в наследство значительных научных литературных изысканий, но влияние его творчества на русскую литературу огромно.

Осознавая условия формирования личности Пушкина (в домашнем, в светском кругах совершенное знание русского языка и литературы не считалось обязательным, в воспитании и обучении преобладал французский язык, западная культура), нельзя не отдать должное основательной внутренней работе, которая была им совершена.

Значение пушкинского творческого наследия тем выше, что ему в его время не досталось масштабных системных научных исследований в области отечественного литературоведения и критики. Хотя некий опыт был: труды Ломоносова, Тредиаковского.

Всё, чем одарил Пушкин последующие поколения читателей и писателей, не только творчество, но и взгляды на состояние художественной литературы, её будущность, как и на будущность родины, он обретал в общении с народом, в дружбе с передовыми людьми своего времени, в увлечении философскими веяниями, западной литературой, в изучении отечественной истории.

Об этом свидетельствуют критические заметки поэта. Чтение их доставляет удовольствие не только потому, что остроумны, ёмки и точны. В отличие от художественных произведений, где автор ограничен темой, характерами героев, обстоятельствами, принуждающими их действовать и думать определённым образом, в критических заметках мы имеем дело с собственным мнением автора, его личными размышлениями и выводами, потому можем оценить направление исследовательской мысли самого поэта, его принципы и взгляды, зрелость личности в целом.

В статье «О поэтическом слоге», ссылаясь на образцы французской и английской поэзии, Пушкин пишет: «В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченными кругом языка условленного, избранного, обращаются к свежим вымыслам народным и к странному просторечию…»

Далее по тексту Александр Сергеевич говорит о состоянии поэтического языка и мысли родной литературы: «Мы не только не подумали приблизить поэтический слог к благородной простоте, но и прозе стремимся придать напыщенность, поэзию же, освобождённую от условных украшений стихотворства, мы ещё не понимаем».

Таким образом, поэт считает обращение к народному языку ценнейшим качеством авторской поэзии и важным направлением развития литературы вообще.

В статье «О прозе» мы видим логическую связь с предыдущей заметкой: «Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей - без них блестящие выражения ни чему не служат. Стихи - дело другое (впрочем, в них не мешало бы нашим поэтам иметь сумму идей гораздо позначительнее, чем у них обыкновенно водится). С воспоминаниями о протекшей молодости литература наша далеко не подвинется».

К этому следует прибавить ещё один важный принцип, о котором поэт написал отдельную статью «О народности». Народность - это не только выбор тем из отечественной истории, в словах и выражениях, взятых из народного языка, но это и атмосфера, и сам ход мыслей, и нравственные ценности своего народа. Поэт пишет: «Народность в писателе есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками - для других оно не существует, или даже может показаться пороком».

Пушкинский принцип народности в творчестве сформирован в условиях, где ни уклад жизни, ни язык общения не способствовали не только направлению литературных опытов в эту сторону, но и формированию мировоззрения в целом. Тем не менее условия для воспитания чувства народной принадлежности были. Александр Сергеевич впитал любовь к родному языку, народному поэтическому творчеству с младенчества. Возможным это оказалось благодаря Арине Родионовне, ставшей «архитектором» русского начала в самом Пушкине:

Наперсница волшебной

старины…

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами

пленила

И меж пелён оставила

свирель,

Которую сама заворожила.

Поэт писал: «Изучение старинных песен, сказок и т. п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка». Трудно не заметить взаимосвязи между зрелым пушкинским дарованием и его детской эмоциональной памятью.

Но детских лет люблю

воспоминанье,

Ах, умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных

ночей,

Когда в чепце, в старинном

одеянье,

Она, духов молитвой уклоняя,

С усердием перекрестит меня

И шёпотом рассказывать

мне станет

О мертвецах, о подвигах

Бовы…

 

…Волшебники, волшебницы

слетали,

Обманами мой сон

обворожали,

Терялся я в порыве сладких

дум:

В глуши лесной, средь

муромских пустыней,

Встречал лихих Полканов

и Добрыней

И в вымыслах носился юный

ум.

В 1831 году Пушкин набросал статью о русских песнях. Статья не состоялась, но важные составляющие народного поэтического творчества он обозначил. Своеобразие песен состоит в оригинальности отрицательных сравнений (по мнению В. Берестова) - «не белы снежки». Второе: «лестница чувств» - начали за здравие, кончили за упокой. Ещё одной характерной чертой народной песни является повторяемость ключевых слов, чаще всего глаголов.

Пушкин, мастерски владея языком, стилем и всем духом народной песни, создал множество произведений, ярко и самобытно выражающих «русский дух». Доказательством тому служит находка, сделанная поэтом Валентином Берестовым. Он пишет: «Читая народные песни в записях Пушкина, я и представить себе не мог, что найду среди них два стихотворения, принадлежащих перу самого поэта». Вот фрагменты стихов, отнесённых Берестовым к творчеству Пушкина:

Уродился я несчастлив,

бесталанлив,

Приневолили меня, маленька,

женили;

Молода была жена, я глупенек,

Стал я молодцем - жена

стала старенька.

Полюбилась мне молодка

молодая,

Иссушила моё сердце

ретивое…

……………………… .

Во бору ли во сыром

стук-треск:

Бурлачки сосну подрубливают,

Подрубливают, поваливают,

Из сыра бора по лугу волокут,

По крутому бережку

покатывают…

В советские времена они, особенно «Уродился я…», входили в сборники народных песен с примечанием: «Запись и литературная обработка А. С. Пушкина». Таков был уровень постижения поэтом самых основ народного песенного искусства. Да и «Три песни о Стеньке Разине» (1826) до конца 20 века вызывали сомнения исследователей: написаны ли они самим поэтом или им отредактированы подлинные народные сочинения.

Народность воплощается и в отношении поэта к главным символам русского искусства: к лесу, полю, дороге, главное, деревне. Стихотворение «Деревня» является одной из наиболее полных иллюстраций всех чувств, переживаемых поэтом по отношению к деревне, равно и к родине в целом.

Принцип народности не был выведен Пушкиным искусственно из своего писательского опыта. Подтверждает это творчество всех русских поэтов пришедших в литературу за Пушкиным. Если в качестве доказательства к этому утверждению обратиться к орловской поэзии двадцатого века, то мы увидим, что наши поэты следовали принципу народности потому, что она заложена в самой природе русского человека.

Почти все поэты-орловцы так или иначе писали о деревне, вероятно потому, что Россия вошла в двадцатый век кресть­янской страной, и узы, связывающие творческих людей того времени с деревней, были сильны. Любя землю и деревню с детства, избирая её главным творческим стимулом, поэты двадцатого века упоённо любуются ею и горюют, чувствуя, что время деревни неминуемо заканчивается. Стихи об этом мы находим у Дмитрия Блынского, Ивана Александрова, Александра Логвинова. Потом уже, на излёте прошлого века расцветает городская поэзия Вадима Ерёмина, философски раздумчивая - Владимира Переверзева, восторженно патриотическая - Геннадия Попова, где народность присутствует во множестве иных красочных проявлений.

По способу передачи темы, близкому к русской песне, в одухотворении и оволшебствлении родной природы, в частности русского леса, близок к Пушкину Анатолий Шиляев:

Заблуди меня, лес,

Заблуди,

В царство сонное заведи.

Где по заводи

Без людей -

Стаи белые

Лебедей.

Где по шорохам

Ходит сон,

Словно в омуте

Старый сом,

И от зелени зелена,

Дремлет медленная луна…

Народность передана поэтами и в чертах их лирических героев. Образ, схожий не то с волхвом из «Песни о Вещем Олеге», не то с Пименом из драмы «Борис Годунов», отшельника, ведуна, обитателя потаённых чащоб, мы находим у Виктора Дронникова в стихо­творении «Соловей»:

В бездорожной глуши свет

избы деревянной

Предстаёт как мираж для

заблудших людей.

В ней живёт человек,

непонятный и странный.

С удивительным

прозвищем - Соловей.

 

Синеокий, как дым,

со спокойным величьем,

Житель дебрей тревожных -

старик Берендей.

Кто его наградил этим

прозвищем птичьим,

Если в здешних местах не

живёт соловей?

 

И вокруг ни души, лишь

ночные причуды.

Если сбился с дороги - к избе

его след.

Соловей, Соловей… Кто

такой он, откуда?

В самом логове тьмы

объявился на свет!

 

Деревянный порог осенён,

осиянен,

Словно мыслями леса,

осенней листвой.

«Эй, хозяин, откликнись!»

И выплыл хозяин,

Освещённый берёзами

и сединой.

 

Ничего не спросил, ничего не

ответил,

Только свет устоявшийся

расплескал

Да небритой щекою потёрся

об ветер

Будто сам приласкался и меня

приласкал…

Ещё одним важным качеством художественной литературы является гражданская позиция.

Это сложно формируемое отношение человека к обществу, времени и стране, в которой он живёт и работает. Не вдруг оно сформировалось и у Пушкина благодаря старшим его друзьям: П. А. Вяземскому, В. А. Жуковскому, товарищу бурной молодости П. Я. Чаадаеву.

Подпав в юности под обаяние неординарной личности Чаадаева, Пушкин не сразу выработал собственную гражданскую позицию. И она оказалась резко отличной от Чаадаевской. Тем не менее толчок к её формированию Пушкин получил от него. Например, понимать категорию «вольность» не как смелость идти наперекор морали высшего света, эпатируя его скандальными выходками, но если всё-таки идти наперекор, то во имя значимой высокой цели. Не в согласии, а в споре с Чаадаевым Пушкин выработал своё понимание величия истории России, её особенный путь развития. Доказательно и неоспоримо обосновать перед другом свою позицию Александр Сергеевич смог, став автором стихотворений «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина» (1831), где в полной мере развёртывается панорама гражданского чувства поэта.

Так что же такое пушкинские традиции? Это великие русские литературные традиции вообще. Они начали закладываться во времена Ломоносова, Тредиаковского, Державина, но сформулировать их ясно и просто смог именно Пушкин.

Пётр Вяземский писал о поэте: «Принадлежностями ума его были: ясность, проницательность и трезвость. Он был чужд всех систематических искусственных руководств».

Традиции в русской литературе неподвластны времени, потому что проистекают из самой человеческой природы в лучших её чувствах и стремлениях: любви к большой и малой родине, сострадания к ближнему, восхищения природой, преклонения перед подвигом и достижениями народа. Пока эти чувства питают творческий ум, пушкинским традициям жить.

Жить и развиваться русской литературе.

Автор: Светлана Голубева
6 июня 2021 09:16
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~QZc3m
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости