В результате сейчас Россия занимает второе место в мире по производству ржи, ячменя, семян подсолнечника и подсолнечного масла, четвертое - по производству пшеницы. Наша страна входит в десятку лидеров по производству молочной продукции, свинины и мяса птицы. Однако технико-технологическая отсталость российского сельского хозяйства от ведущих мировых держав возрастает, а среднеотраслевая рентабельность аграрных товаропроизводителей с учетом субсидий по итогам 2019 года составила 12,5%. В целом, 16,7% аграриев закончили прошлый год с убытком и еще в 35,8% предприятий уровень рентабельности был ниже 10%, что не позволяет им осуществлять расширенное воспроизводство даже на экстенсивной основе.
На этом фоне, в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства предусмотрена реализация ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство».
Профессор кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Ольга Попова дает оценку перспективам перехода аграрного сектора к цифровой экономике. Проект предусматривает, что уже к концу 2021 года будут полностью оцифрованы земельные ресурсы, скот и сельскохозяйственная техника, все контракты с получателями субсидий будут заключаться онлайн. Одновременно, затраты на производство и реализацию продукции сельского хозяйства снизятся на 20%, а производительность труда в «цифровых» предприятиях возрастет в 2 раза. Проектом предусмотрено, что доля инвестиций в цифровые технологии (Digital Technologies) за 2018-2021 годы увеличится с 0,5% до 7%, причем за счет импортозамещения доля отечественного оборудования и разработок возрастет в стоимостном выражении с 0,1% до 5%. Принимая во внимание, что цифровая экономика основана на массированном использовании компьютерных технологий, телекоммуникаций и баз данных, следует признать, что перспективы достижения таких высоких результатов в целом по российскому сельскому хозяйству за столь короткий срок выглядят неубедительными. Так, индикаторы, связанные с формированием инфраструктуры и баз данных, основанных на оцифровке объектов и процессов, вполне достижимы (хотя достоверность статистической информации все равно будет под вопросом, учитывая результаты Сельскохозяйственной переписи - 2016, которая показала существенные отклонения официальных данных от фактических показателей).
Однако сложное финансовое положение более половины аграрных товаропроизводителей предопределяют низкий уровень их спроса на инновации и цифровые технологии. В условиях избытка земельных, трудовых и водных ресурсов, субъектам аграрного бизнеса в большинстве регионах выгоднее использовать экстенсивные методы производства. Кроме того, предприятия, производящие технику и оборудование для сельского хозяйства, не в состоянии противостоять конкуренции зарубежным компаниям ни по качественно-ценовым, ни по количественным параметрам.
Таким образом, несмотря на спорность ряда индикаторов проекта «Цифровое сельское хозяйство», Россия нуждается в стабилизации поступательного развития сельского хозяйства и обеспечения его конкурентоспособности на международной арене. Для этого стране необходима долгосрочная стратегия инновационного технико-технологического развития аграрного сектора, адаптирующая отрасль к постепенному переходу на технологический уклад с масштабным использованием инструментов цифровой экономики. Только на этой основе можно закрепить устойчивый рост аграрного производства, повысить интенсивность и эффективность использования ресурсного потенциала отрасли, добиться повышения уровня и качества жизни сельских социумов.