- Алексей Владимирович, откуда такое название - «Бирюзовое кольцо России»?
- Бирюза - это цвет воды в реках Орловщины. Так называется и фестиваль колокольного искусства и музыки в Болхове, который мы впервые провели осенью 2019 года.
- Красиво. Представляя наш новый региональный бренд на международной выставке по туризму «Отдых-2020» в Сколково, вы назвали тройку лидеров Орловщины по посещаемости: Спасское-Лутовиново (и областной центр с его литературными музеями), Болхов (паломнические туры), национальный парк «Орловское Полесье» (экологический туризм).
- Не совсем так. В проект входят все города Орловской области и их пригороды. И ещё туда добавлены объекты в «Орловском Полесье».
- А что именно планируете предлагать посетить туристам?
- В Орле это традиционно литературные места. Туристам также нравится участвовать в квестах (их разрабатывает один из наших туроператоров). В Ливнах есть памятные места, связанные с философом, богословом Сергеем Булгаковым, авиаконструктором Николаем Поликарповым, которые там жили. Дореволюционные Ливны были также известны своими уникальными гармошками - ливенками. И сейчас в городе работает мастерская по ремонту и изготовлению музыкальных инструментов, выступает коллектив, исполняющий народные песни под аккомпанемент ливенок.
Одна из достопримечательностей Ливен - памятник промышленной архитектуры Адамова мельница. Рядом с Ливнами также находятся Горностаевский и другие карьеры, которые привлекают исследователей древних рыб, в том числе кистепёрых, первых земноводных.
Болхов - это прежде всего паломническое направление: красивейшие соборы и церкви, здания XVII-XVIII веков. Также с городом связана история династии Романовых.
С Мценском связано имя прекрасного русского поэта Афанасия Фета, который родился поблизости и там часто бывал. Это малая родина Ивана Тургенева и Николая Лескова (последний провёл в Мценске детство). Писатели хорошо знали город, описывали его в своих произведениях. А ещё возрождённое мценское кружево - есть школа кружевниц, где этому мастерству учат детей. Есть что посмотреть в Дмитровске, Малоархангельске, Новосиле. Рассказывать об этом можно долго.
- Будут ли разработаны по всем объектам туристические маршруты?
- Их разрабатывают сами туроператоры. Часть объектов они уже используют - например, устраивая сплавы по реке Зуше под Новосилем. Работая с новым брендом, они могут подавать под ним свои прежние маршруты и разрабатывать новые, соединяющие несколько или все направления. Например, турист, который едет в Спасское, узнаёт, что эта территория входит в «Бирюзовое кольцо», и начинает интересоваться другими составляющими проекта. Таким образом, уже популярные направления привлекут внимание к менее раскрученным.
- Как вы оцениваете состояние инфраструктуры, связанной с этими объектами? Планируется ли её модернизация?
- Что нужно туристу, желающему проехать по «Бирюзовому кольцу»? Гостиница. Хоть какая-то в каждом городе есть, а в некоторых очень неплохие. В Болхове, например, обе гостиницы построены питерскими инвесторами.
Интересный гостевой дом в Новосильском районе, есть несколько гостиниц возле Залегощи, в Верховском районе. Хорошо и с питанием - почти везде можно найти неплохие кафе. И, как правило, от Орла до каждого объекта есть хорошая дорога. Я ездил на разных машинах, в том числе с низкой посадкой, и до всех объектов добрался без проблем.
В целом инфраструктура к приёму туристов готова.
И вспомните, что писал по этому поводу Тургенев: «Если ждать минуты, когда всё, решительно всё будет готово, - никогда не придётся начинать».
Думаю, когда появится спрос, тогда и жители, и администрация поймут, какие улучшения необходимы: например, ремонт дорог или установка дополнительных указателей.
- А будет ли организована возле объектов посещения торговля сопутствующими товарами и сувенирами, планируется ли там проводить тематические праздники - как, например, ежегодный туристический фестиваль «Антоновские яблоки» в Ельце?
- Повторюсь: спрос рождает предложения. Поедут туристы - и торговля оживится. Мы были инициаторами фестиваля «Бирюза» в Болхове, и он так понравился местным жителям, что они вскоре провели ещё один - «Боярыня каша». Идеи мы можем предложить для каждого города. Например, в Малоархангельске можно провести фестиваль сатиры, так как с этим городом связана комедия «Ревизор». В Новосиле - фестивали экстремального спорта. Мы предлагаем и помогаем, но эти идеи должен ещё поддержать местный бизнес, горожане.
- Сейчас Орловщину посещают в год около полумиллиона туристов, при этом номерной фонд в гостиницах занят менее чем наполовину. А как вы оцениваете его состояние, отвечает ли оно современным требованиям?
- В разное время у людей возникают разные пожелания. Одно время был очень востребован средний сегмент. Когда-то Орёл упрекали именно за то, что у нас слишком шикарные гостиницы (например, в областном центре, в одном из первых городов в ЦФО, появилась пятизвёздочная гостиница «Атлантида»). А вот комфортных, скажем, с двумя звёздами не было. Это саморегулирующаяся система. В ответ на пожелания туристов гостиницы могут улучшать сервис, открывать новые, более простые корпуса и т. д. Вот, например, я помню, как развивалась гостиница «Болховская старина», у которой сейчас уже три корпуса. Сначала построили самый простой, затем «Этнографический» с антикварной мебелью и коридором в стиле дореволюционной улицы, позже - «Монастырский» с дизайнерскими решениями в строгом интерьере.
Или возьмём туристскую базу «Лагуна» под Малоархангельском - сейчас там строят, как мы их называем, «дома хоббитов»: здания сферической формы. Некоторые - прямо в земле, из двери выходишь к озеру. А другие дома в виде бетонных полусфер лежат в лощине. У них полукруглые окошки, похожие на глаза, внутри на стенах - роспись в стиле «древнего человека»: сцены охоты и т. д.
- Алексей Владимирович, а как планируете оповещать туристов о новом бренде? В ближайших к нам регионах - например, Брянске и Туле, - проводили пресс-туры. В течение одного-двух дней журналистов знакомили с достопримечательностями. Планируется ли подобное у нас?
- Департамент по проектам развития территорий Орловской области взялся за продвижение и развитие нового бренда территории - «Бирюзового кольца». Есть ещё как минимум две структуры, занимающиеся развитием туризма в регионе. Например, центр кластерного развития сделал ставку на тех, кто может привести туристов в регион, - федеральных туроператоров. В конце августа они к нам приезжали, мы с ними вели переговоры, а с одним из крупнейших заключаем соглашение. В общем, ставку у нас делают на оптовиков, которые внесут в свои списки предложения по Орловщине и будут продавать туры к нам по всей стране. Есть у проекта и свой сайт: «Бирюзовое кольцо.РФ». Он регулярно пополняется. Вся информация там из первых рук, а значит, достоверная и актуальная.