Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Власть и бизнес Орловщины выбирают диалог

В преддверии Дня российского предпринимательства уполномоченный по защите прав предпринимателей в Орловской области Евгений Лыкин дал интервью журналисту «Орловской правды».

- Евгений Геннадьевич, можно ли говорить, что сегодня власти нашего региона заинтересованы в поддержке предпринимательского сообщества, в создании благоприятных условий для развития бизнеса?

- Действительно, позиция власти оказывает значительное влияние на развитие предпринимательской деятельности. Обеспечение инвестиционной привлекательности региона путём устранения административных барьеров, создание наиболее благоприятных условий дают возможности для развития предпринимательства.

Говоря о позиции органов государственной власти и органов местного само­управления Орловской области, следует отметить, что власть заинтересована в развитии бизнеса, причём в настоящее время выполнена значительная работа по налаживанию открытого диалога властных структур и предпринимательского сообщества. К бизнесу стали прислушиваться, учитывать его мнение. Наиболее важные вопросы, затрагивающие права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности и относящиеся к компетенции региона, обсуждаются с привлечением представителей бизнеса, оцениваются риски негативного воздействия принятия того или иного решения. Принят ряд мер, направленных на стимулирование предпринимательской деятельности в части снижения налоговой нагрузки для субъектов, применяющих специальные режимы налогообложения. Значительное внимание отводится предпринимательскому сообществу в рамках национальных проектов.

Существуют, конечно, отдельные проблемы, но работа по их решению ведётся. Примечательно, что они не утаиваются, наоборот, выявляются препятствия к развитию предпринимательской деятельности на территории региона и разрабатываются меры по их устранению.

В качестве перспективы институт уполномоченного по защите прав предпринимателей видит усиление работы непосредственно на муниципальном уровне. Также необходимо учитывать, что возможности региона в создании благоприятных условий развития предпринимательской деятельности ограничены. Например, области не под силу решить проблемы, связанные с недоступностью кредитных ресурсов, в том числе по причине высокой ставки, существенной фискальной нагрузкой, возникающей в результате исполнения требований и обязанностей, возложенных на бизнес федеральным законодательством. Но и по этим направлениям ведётся работа в рамках предоставленных полномочий, в том числе совместная с аппаратом уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области - разрабатываются предложения, которые направляются непосредственно в Правительство Российской Федерации, Государственную думу, Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

- Многое зависит от федерального законодательства, а всегда ли препятствия для развития бизнеса вызваны низким качеством законодательных положений или имеют место и перекосы в правоприменении? Были в вашей практике случаи массового нарушения прав субъектов бизнеса, связанные с неточным или неверным толкованием закона?

- Вопрос очень актуальный. Качество отдельных положений нормативных правовых актов оставляет желать лучшего, и в связи с этим возникают различные спорные ситуации, которые, как правило, разрешаются в судебном порядке. В дальнейшем по аналогичным ситуациям как субъекты предпринимательской деятельности, так и властные структуры руководствуются сложившейся судебной практикой. Соответственно, не возникает ситуаций массового нарушения прав субъектов, те или иные случаи носят единичный характер. Однако в своей работе мы столкнулись с уникальной, на наш взгляд, ситуацией, когда органами Пенсионного фонда России игнорируется позиция Конституционного суда РФ, что недопустимо.

Суть спорной ситуации в том, что органы ПФР уклоняются от прямого применения Постановления Конституционного суда РФ №27-П от 30.11.2016 г. по исключению из объекта страховых взносов понесённых субъектами предпринимательства расходов, в результате чего индивидуальным предпринимателям, уплачивающим страховые взносы «за себя», начисляются завышенные страховые взносы (размеры необоснованных начислений варьируются от 100 тысяч рублей и выше). В результате у предпринимателей завышенные страховые взносы были взысканы в принудительном порядке или уплачены предпринимателями добровольно из-за опасения блокировки счетов. Законом предусмотрено, что органы ПФР при обращении лица о возврате излишне уплаченных (взыс­канных) страховых взносов должны вернуть ему эти средства. Однако и это положение игнорируется. Поэтому приходится защищать права предпринимателей в судебном порядке. В аппарате уполномоченного практика разрешения таких споров - обширная.

С 1 января 2017 года администратор страховых взносов изменился, теперь это налоговые органы. Аналогичная практика отмечается и с новым администратором, но она не такая массовая, и, надеюсь, в дальнейшем налоговые органы не будут игнорировать позицию Конституционного суда РФ. А с органами ПФР, к сожалению, судебные споры продолжаются по предыдущим периодам и в настоящее время.

- А какими полномочиями, кроме защиты права субъектов предпринимательской деятельности в судебном порядке, вы ещё наделены?

- Уполномоченный также вправе участвовать во внеплановых выездных проверках, проводимых в отношении субъекта бизнеса в рамках государственного и муниципального контроля (надзора), в гласных оперативно-разыскных мероприятиях. Для этого предпринимателю необходимо обратиться к уполномоченному с соответствующим заявлением.

Аппарат уполномоченного рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в органе, осуществляющем государственную регистрацию на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и жалобы субъектов предпринимательской деятельности, права и законные интересы которых были нарушены на территории соответствующего субъекта РФ; на решения или действия (бездействие) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте РФ, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями; должностных лиц, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности.

Есть и иные полномочия, однако главное отличие института уполномоченных по защите прав предпринимателей от других органов власти и различных защитных структур и объединений состоит в принципиальной позиции в организации работы таким образом, чтобы не только устранить выявленные нарушения прав субъектов бизнеса, но и выявить их причины, а также принять меры по недопущению нарушений в будущем.

- Евгений Геннадьевич, и напоследок - ваши пожелания предпринимателям в их праздник.

- Помимо пожеланий здоровья и успехов хочу пожелать предпринимателям региона неиссякаемой энергии в их непростой деятельности. Пусть их дело растёт и развивается!

Автор: Елена Гусева
Фото: Сергей Мокроусов
24 мая 2019 11:33
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~cTlW8
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости