О том, что НДФЛ для обеспеченных людей надо повышать, сказал в своём обращении 23 июня 2020 года Президент РФ Владимир Путин. По его оценкам, прогнозируемые дополнительные поступления в бюджет составят порядка 60 млрд рублей в год, и эти деньги президент предложил направлять на лечение детей с редкими заболеваниями, для этого собранные средства должны быть специальным образом помечены - «окрашены» в бюджете.
Однако в тексте законопроекта, внесённого в Госдуму, об этом ничего не сказано, отмечает эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Олег Кожанчиков, вероятно, в связи с тем, что нет чёткого понимания, как именно будут распределяться эти 60 млрд рублей, которые уже запланированы как дополнительные доходы. Дело в том, что в России большая часть собранных по НДФЛ средств поступает в бюджеты регионов: 85% в бюджет субъекта Федерации и в муниципальный бюджет 15%. И если не предусмотреть специального механизма, то получается, что и потратить доходы от повышенного НДФЛ можно будет только на детей тех областей, где эти налоги собирались. В этом случае в плюсе будут города, где больше людей, подпадающих под повышенный налог, а это противоречит ст. 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав граждан в России. Значит, налоговикам придётся каким-то образом менять принцип сбора и распределения НДФЛ, но пока в законопроекте об этом ни слова.
Согласно тексту внесённого документа, НДФЛ по ставке 15 процентов будут взимать не со всей суммы доходов, а только с той её части, которая превышает 5 млн рублей, то есть в общем случае повышенную ставку заплатят те, чей «белый» доход будет в среднем более 416 тыс. рублей в месяц.
Высокооплачиваемые чиновники не очень и пострадают даже в случае принятия закона о повышенном НДФЛ, так как, во-первых, в большинстве своём номинальные зарплаты у них ниже порогового значения (по данным Росстата, средняя зарплата обычного россиянина в этом году 47,5 тыс. рублей, а средняя зарплата федерального чиновника более 120 тыс. рублей) и помимо прямого дохода в виде зарплат чиновники имеют ряд льгот, которые им оплачивает государство (лечение в спецклиниках, служебный транспорт, госсубсидии на приобретение жилья и т.д.), а во-вторых, чиновники регулярно получают индексацию своих заработных плат, которая нивелирует инфляционные и прочие потери.
Касательно топ-менеджеров различных крупных компаний тоже не всё так однозначно. Официальную зарплату, которая подпадает под критерий повышенного НДФЛ, сейчас платят в компаниях с господдержкой либо в монополиях, акционером которых является государство. Поэтому с повышением НДФЛ расходы этих компаний просто включат в административно-хозяйственные расходы, а россияне, скорее всего, увидят увеличение тарифов на услуги этих компаний и оплатят их, так как отказаться от пользования услугами монополий в России нереально.