Чтобы рассчитать налогооблагаемую базу и на этой основе подготовить проект бюджета, требуется обоснованный прогноз социально-экономического развития региона на соответствующий период. Каков же прогноз на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов? С докладом на эту тему на расширенном заседании комитета облсовета по экономической политике выступил зампред правительства области по развитию инвестиционной деятельности - руководитель департамента экономического развития и инвестиционной деятельности Сергей Филатов.
Этот доклад, а также информация о перспективах участия Орловской области в государственных и федеральных целевых программах, которой поделился начальник управления профильного департамента правительства области Юрий Карпов, вызвали немало вопросов депутатов.
Итак, Сергей Филатов сообщил, что прогноз по региону разработан на основе одобренных Правительством РФ сценарных условий социально-экономического развития.
- Федеральный прогноз предполагает постепенную стабилизацию социально-экономической ситуации в перспективе. Вместе с тем темпы роста основных индикаторов пока незначительны, - констатировал Филатов.
Согласно прогнозу Минэкономразвития РФ, по итогам 2017 года в России ожидается рост ВВП на 2,1%. Индекс промышленного производства составит 102,1%, индекс производства сельхозпродукции - 101,2%. Рост инвестиций в основной капитал - на 4,1%, рост розничного товарооборота - на 1,2%.
Рост реальных доходов населения страны прогнозируется на уровне 1,3%, реальной зарплаты - 3,2%. Рост реального содержания показателей, характеризующих уровень жизни населения, начал восстанавливаться с 2017 года и сохранится в 2018-2020 годах.
Каковы же перспективы Орловской области?
Валовой региональный продукт, по предварительной оценке, в 2017 году составит 228,1 млрд. рублей (101,5 % к уровню 2016 г. в сопоставимых ценах).
Сергей Филатов рассказал также о влиянии на экономику ряда негативных факторов, что приводит к недостаточно устойчивому росту в основных отраслях экономики региона, отметил, что в структуре ВРП по видам экономической деятельности в прогнозном периоде значительных изменений не предполагается.
Среднегодовой темп роста ВРП Орловской области в 2018-2020 годах прогнозируется на уровне 102,4%. В 2020 году объём ВРП составит 278,5 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 8,8% больше показателя 2016 года.
По предварительной оценке, индекс промышленного производства в регионе по итогам 2017 года составит 100,5%. Объём отгруженных товаров собственного производства достигнет 122 млрд рублей и по сравнению с предыдущим годом увеличится на 4,3%.
Нарастить объём промышленного производства в прогнозируемом периоде предполагается за счёт увеличения выпуска продукции, главным образом локомотивами орловской экономики. Среди них такие известные предприятия, как ООО «Керама Марацци», ЗАО «СанофиАвентис Восток», АО «ГМС Ливгидромаш», ОАО «Мценский литейный завод», АО «Автоагрегат», ПАО «Орёлтекмаш», ООО «ОСПАЗ», ЗАО «Северсталь Стальные Решения», АО «Протон», ЗАО «ПротонЭлектротекс», ОАО «Промприбор». Эти и некоторые другие предприятия реализуют программы технической модернизации производства, планируют освоение новых видов продукции, увеличение объёмов экспорта.
Индекс промышленного производства по региону в 2018-2020 годах прогнозируется на уровне 101,9%, 102,0% и 102,2% соответственно.
Сергей Филатов подробно рассказал и о ситуации в аграрной сфере, подчеркнув, что Орловская область уже традиционно входит в число регионов-лидеров сельхозпроизводства. По прогнозным расчётам, в 2018-2020 годах прирост производства продукции сельского хозяйства ожидается в среднем за год на 7,7% в действующих ценах и на 3,6% - в сопоставимых. В 2020 году объём произведённой сельхозпродукции составит 95,5 млрд рублей, что больше объёма 2016 года на 34,5% в действующих ценах и на 13,1% - в сопоставимых.
Речь шла и о ситуации в строительстве, и об инвестиционной сфере. В целом за 2018-2020 годы в экономику региона прогнозируется направить 155 млрд рублей инвестиций в основной капитал. Сергей Филатов назвал и крупнейших инвесторов, которые продолжат расширять и модернизировать собственное производство, а также рассказал о некоторых новых проектах.
- Всем инвесторам мы стараемся оказать поддержку, - заметил Филатов.
А как обстоит дело с реальными доходами населения Орловщины? Зампред правительства области не стал скрывать, что в течение 2014-2016 годов реальные доходы снизились на 7,8%, реальная заработная плата - на 12,2%. А в 2017-м рост этих важнейших показателей уровня жизни людей никак нельзя назвать существенным - на 0,3% и на 1% соответственно. Инфляция, по прогнозной оценке, снизится до 3,8% против 6,3% в 2016 году и 12,8% в 2015 году.
- Сдерживает рост цен происходящее импортозамещение отечественными продуктами иностранных аналогов, в результате которого влияние курсовой динамики на продовольственную инфляцию стало значительно слабее, - отметил Сергей Филатов. - В 2018-2020 годах инфляция сохранится на уровне 4% в условиях постепенного роста реальных доходов и потребления населения.
- В текущем году наблюдается положительная динамика номинальных и реальных показателей, характеризующих уровень жизни населения, - продолжил Сергей Филатов. - По расчётной оценке, в 2017 году номинальное значение среднемесячного дохода на душу населения составит 24350 рублей, среднемесячной заработной платы - 24283 рубля, среднемесячной пенсии - 12500 рублей, что выше уровня 2016 года на 4,4%, 5% и 4,4% соответственно. Ожидаемое сокращение среднегодовой инфляции в 2017 году приведёт к росту относительно 2016 года реальных среднедушевых денежных доходов на 0,3%, реальной заработной платы - на 1%, реальной пенсии - на 0,4%. В прогнозном периоде, по мере восстановления роста экономики, сохранится положительная динамика социальных индикаторов.
По прогнозам правительства области, номинальная среднемесячная заработная плата в 2018 году составит 25690 рублей, в 2019-м - 27000 рублей, в 2020-м - 28377 рублей. Реальная заработная плата в целом за 2018-2020 годы увеличится на 3,9% относительно 2017 года.
Номинальное значение среднедушевых денежных доходов населения в месяц в 2020 году достигнет 28250 рублей, их реальное содержание за 2018-2020 годы вырастет относительно 2017 года на 3,1%.
Средний размер назначенных пенсий достигнет к концу периода 14550 рублей, её реальное содержание за 2018-2020 годы вырастет относительно 2017 года на 3,5%…
На многочисленные вопросы: и о прогнозе, и об участии Орловской области в государственных и федеральных целевых программах, и о мерах по привлечению бюджетных инвестиций, и о проекте бюджета, разумеется, тоже - отвечать пришлось не только докладчикам, но и заместителям губернатора и председателя правительства региона Вадиму Тарасову и Игорю Козину.
Проект бюджета обсуждаться будет ещё немало - ко второму чтению он претерпит существенные изменения. И не только в связи с уточнением средств, которые планируется направить в регион из федерального бюджета.
- Уже полгода я об этом говорю: экономика города Орла, его финансовое положение находится в предбанкротном состоянии. Одной только оптимизацией управленческого штата проблему не решить. Нам необходимо создать из числа депутатов и представителей исполнительной власти рабочую группу для совместного поиска путей выхода города Орла из кризисной ситуации, решения проблемы кредиторской задолженности и других финансовоэкономических проблем областного центра, - предложил председатель облсовета Леонид Музалевский.
Кроме того, на заседании комитета были рассмотрены проект изменений в закон «О приватизации государственного имущества Орловской области», отчёт о составе госсобственности Орловской области за 2016 год, результаты мониторинга правоприменения постановления о порядке организации деятельности ярмарок.
Как случилось, что такое крупное предприятие, как ГУП Орловской области «Дорожная служба», оказалось в тяжёлом финансово-экономическом положении? И это в то время, когда существенно вырос госзаказ - бюджет Дорожного фонда? Недавно назначенный на должность и.о. директора «Дорожной службы» Александр Студенников на заседании комитета проанализировал ситуацию, рассказал о перспективах предприятия, ответил на вопросы депутатов. Комитет рекомендовал профильным структурам правительства области усилить контроль за эффективным использованием «Дорожной службой» государственного имущества, рациональным расходованием ресурсов, содействовать в поиске новых заказов и подрядов, а также разработать план мероприятий для оздоровления финансово-экономического состояния предприятия.