С принятием Федерального закона от 6 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» компетенция органов местного самоуправления была значительно расширена, что привело к увеличению обязательных органов и выборных должностных лиц. Однако в связи с этим не всегда эффективным, добросовестным и разумным является выполнение полномочий, а ответственность является неотъемлемым элементом правового статуса данных органов.
Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования. Причинами отзыва вышеназванных лиц могут служить только конкретные противоправные решения или действия (бездействие), подтверждённые в судебном порядке. В данном случае наблюдается пробел в законодательстве, так как совершение противоправных действий (бездействий) выборных должностных лиц, которые предусмотрены уставом муниципального образования, будут являться основанием для отзыва. Как показывает практика, абстрактность оснований по привлечению к ответственности делает невозможным вынесение судебного решения, констатирующего необходимый для отзыва юридический факт, так как невозможно уставами муниципальных образований предусмотреть все варианты по привлечению к ответственности.
По мнению кандидата юридических наук, доцента кафедры конституционного и муниципального права Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Натальи Малявкиной, необходимо отказаться от конкретизации соответствующих оснований в уставах и предусмотреть и перечислить все варианты привлечения к ответственности в самом Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».