Здесь птицы не поют…

Он знал, какие могут быть последствия от радиации, но у него даже мысли не возникло, чтобы отказаться ехать на ликвидацию аварии на Чернобыльской атомной электростанции

- А как же совесть? - искренне удивляется ликвидатор аварии на ЧАЭС Владимир Павлович Чуваков. - Я молодой, здоровый… Сын растёт. Если эту радиационную грязь не накрыть, что будет дальше? В каких условиях будут жить наши дети? Тем более я служил в ракетных войсках и знал, что такое радиация и какая опасность грозит, если ничего не предпринимать. И кто, если не я…

Владимир Чуваков работал водителем на орловском предприятии «Автограф». В августе 1987 года в три часа ночи в дверь его квартиры позвонили и вручили повестку. Сказали: к шести утра он должен явиться в военкомат с вещами. Но почему именно ночью?

- Приходилось мотаться по командировкам, в тот раз ждали, когда я вернусь из очередной, и не успел я приехать - сразу же опять в дорогу, - вспоминает Владимир Павлович, которого мы пригласили в редакцию «Орловской правды». - Я же военнообязанный. Получил приказ, час на сборы - и поехал.

Ситуация осложнялась тем, что именно в это время сын Чувакова находился в пионерском лагере. Жена отдыхала в Болгарии, её премировали туристической путёвкой за хорошую работу и активное участие в художественной самодеятельности. На помощь пришли друзья, которые забрали сына к себе после окончания летней смены.

Вновь прибывших ликвидаторов разместили в 30-километровой зоне от атомной станции в больших казарменных палатках, где стояли двухъярусные кровати.

- Самое жуткое, что сразу поразило, - это тишина, мёртвая тишина, - признаётся мой собеседник. - Птицы не поют, собаки не лают, людей - ни души. Одинокие лошади ходят с облезлыми боками, шерсть клочьями, коровы - с распирающим выменем… Жалко смотреть на несчастных животных, на природу… Нам сказали, как только появятся птицы, значит, уже «пошло облегчение», значит, ситуация меняется в лучшую сторону. Мы дождались птиц, примерно в сентябре 1987 года они запели.

Владимир Чуваков, как чертёжник-водитель, составлял карту-схему с обозначением мест с самым высоким уровнем радиации. Отдавал её командиру, чтобы тот видел, как меняется радиационный фон. От результатов зависел дальнейший фронт работ. А проверяли уровень радиации каждые полчаса и днём и ночью.

В.П. ЧуваковСоставил точную карту, потом на поливомоечную машину - и вперёд «мыть» дороги. В такие дни, бывало, приходилось отдыхать всего по четыре часа в сутки. Но это ещё не все обязанности Владимира Чувакова. Он ездил на атомную станцию, где приходилось вручную копать котлованы, куда не могла подъехать техника, выполнял бетонные работы.

- Однажды для засыпки котлована под водосток привезли бетон, мы раскидали его лопатами, - вспоминает мой собеседник. - Но подул ветер, принёс песчаную пыль - и всё. Замерили дозиметром - бетон заражён, хотя привезли его в нормальном состоянии. Опять срываем бетон, упаковываем - и в могильник. И подобных случаев было немало…

Также были регулярные выезды на третий и четвёртый энергоблоки ЧАЭС. Надевали свинцовые шорты, свинцовый передник, противогаз, сапоги с химзащитой, каску со свинцовым оперением, чтобы пыль за воротник не летела. Килограммов 30 набиралось. Лопаты в руки - и вперёд. Скидывали с крыши графит и другой радиационный мусор.

- Где лопатой, где руками, где как придётся, - рассказывает ликвидатор. - Залез, схватил, сбросил - и назад. Допускалось находиться на крыше не более пяти минут. Потом двое суток на станцию не ездишь.

*   *   *

Кормили ликвидаторов, по словам Владимира Павловича, отлично - были и фрукты, и овощи, и мясо, и рыба. Каждый арбуз в полиэтиленовой упаковке. Были минеральная вода с йодом, лимонад. Такой лечебной водой чистили зубы, обливались. Но про красное вино, которое якобы лилось рекой, - это выдумка. С алкоголем было очень строго. У всех вновь прибывших проверяли вещи. Если находили алкоголь, то забирали и тут же выливали.

- Урожай в то лето был небывалый: вишни размером с яблоко, а яблоки - с два больших кулака, - рассказывает Владимир Чуваков. - Один парень из Костромы увидел это чудо и не смог пройти мимо. Натолкал яблоки за пазуху, идёт довольный. Командир увидел, подзатыльник ему дал, отчитал, вытряхнул весь его «урожай». Парня сразу отправили на санитарную станцию, обследовали, но вроде всё обошлось.

Были местные жители, которые ни за что не хотели эвакуироваться из родных селений. Их увозили насильно, но через пару дней они вновь возвращались и продолжали жить, как и до аварии - ловили рыбу, заготавливали овощи и фрукты, варили варенье, пили коровье молоко.

- Почувствовать физически радиацию сложно, - говорит ликвидатор Чуваков. - Хотя симптомы проявляются. Через пару дней после приезда чувствуешь какой-то металлический привкус во рту и на зубах. Позже появляются сильные головные боли, которые не снимались никакими таблетками. Потом организм немного адаптируется.

Виктор Чуваков пробыл на ЧАЭС два с половиной месяца. В его документах было написано, что он получил 11,9 рентгена. Но это по документам. Практически все ликвидаторы, с которыми я общалась, утверждают, что получили более серьёзную дозу облучения.

И у них есть на то основания. Проблемы со здоровьем возникли у всех ликвидаторов. Но об этом мой собеседник рассказывает скупо и без драматизма. По-мужски. Он участвовал в ликвидации аварии, чтобы негативные последствия не коснулись всех нас. Восхищаюсь.

*   *   *

≈ 2000 жителей Орловской области участвовали в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС
Сегодня Владимир Чуваков - председатель правления Орловской областной общественной организации «Союз инвалидов Чернобыля». В апреле состоялось совещание в Общероссийском союзе общественных объединений «Союз «Чернобыль» России», в котором принимал участие Владимир Павлович.

Все участники ликвидации аварии на ЧАЭС высказывали претензии по поводу изменений в законах, касающихся льгот. Раньше предоставляли путёвки в санаторий два раза в год, сейчас один раз в три года, и только в Подмосковье, Липецк и Воронеж. Был бесплатный проезд в общественном транспорте, сейчас он отменён. Обещали выдачу удостоверений детям ликвидаторов для получения дополнительных льгот, но так и не выдали… Ликвидаторы выразили свои пожелания о возврате отменённых льгот.

Награды В.П. Чувакова

Медаль «За отвагу».

Памятный знак «ЧАЭС - гуманность и милосердие» I и II степени.

Медаль «30 лет ликвидации аварии на ЧАЭС».


Обращения

Дорогие земляки!

26 апреля 1986 года весь мир потрясло известие об аварии на Чернобыльской АЭС. У героических ликвидаторов последствий трагедии не было времени на раздумье. Мобилизовав все возможные ресурсы, они самоотверженно вступили в борьбу со стихией. Это была неравная схватка, отголоски которой сказались на жизни и здоровье наших соотечественников.

Человечество серьёзно задумалось над тем, что у прогресса есть обратная сторона, связанная с глобальной безопасностью, экологическим равновесием.

Страшный урок прошлого сегодня заставляет мобилизовать все силы науки для обеспечения системного и безопасного развития всех отраслей.

Дорогие друзья!

Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС показали готовность нашего народа защищать интересы Отечества, обеспечить безопасную жизнь наших граждан.

Сегодня все мы сплотились в борьбе с деструктивными силами. Теперь угрозу несёт забвение исторической правды, спекуляция на политических интересах.

Только проявив стойкость, единство, мужество, самоотверженность, мы победим!

Правительство Орловской области

Уважаемые жители Орла и Орловской области!

26 апреля - День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, а также памяти жертв этих аварий и катастроф.

Чернобыльская трагедия - это печальный урок для человечества. Самая грандиозная техногенная катастрофа произошла 26 апреля 1986 года на четвёртом блоке Чернобыльской атомной электростанции в Припяти. Немыслимое количество смертельно опасных радиоактивных веществ оказалось в воздухе. В некоторых местах уровень радиационного загрязнения в тысячи раз превысил стандартный фон радиации.

В этот день мы с особой благодарностью и уважением чтим тех, кто ценой своего здоровья и даже жизни ликвидировал последствия аварии. Пусть светлая память об их подвиге живёт вечно и служит уроком грядущим поколениям, а мир больше никогда не узнает новых трагедий подобного масштаба!

Орловский областной Совет народных депутатов