Наиболее активный интерес к технологическому предпринимательству у молодых людей 18-24 лет (38 %).

Такие данные получены в результате социологического опроса медиа СберБизнес Live в преддверии конференции Moscow Startup Summit, которая состоится 1-2 октября на территории СберСити в Москве, в пространстве крупнейшего кампуса «Школы 21». Организаторы мероприятия Сбер и Правительство Москвы.

Узнавать об акселераторах молодёжь предпочитает из соцсетей и чатов в мессенджерах (48 %), официальных сайтов акселераторов (46 %), вузов и школ (44 %). Самыми известными акселераторами по итогам опроса стали Молодёжные акселераторы Сбера, Школа стартапов Сколково, а также «Высота» от «Движения Первых».

Александр Ведяхин, первый заместитель председателя правления Сбербанка:

— Интерес к ИТ-предпринимательству среди молодёжи продолжает расти. ИТ-стартапы позволяют быстро погрузиться в индустрию и начать строить карьеру уже во время учёбы. Например, школьный и студенческий акселераторы Сбера помогают участникам превращать идеи в бизнес, находить наставников, выводить продукты на рынок и получать доступ к инвесторам. Набор на программы ведётся круглый год, принять участие в них могут молодые ребята независимо от региона, уровня подготовки и стартовых условий. Каждый год в акселераторах создаётся порядка тысячи успешных молодёжных технологических стартапов. Мы также видим, что у молодёжи есть большой запрос на площадки для самореализации и поиска единомышленников. Одной из таких площадок станет Moscow Startup Summit, который мы проведём вместе с Правительством Москвы. На нём молодые предприниматели смогут заявить о себе, расширить сеть контактов и укрепить связи на технологическом рынке.

В акселераторах участвовали 9 % опрошенных молодых людей. Наиболее активно участвуют в различных мероприятиях по технологическому предпринимательству — молодые люди 18-24 лет (чаще ходят на встречи с предпринимателями, участвуют в конкурсах и программах по предпринимательству в вузах).

Главный мотив для участия в акселераторах — обучение (51 %). Ребят также мотивируют возможность запуска реального бизнеса (42 %), финансирование проекта (41 %), поиск и тестирование бизнес-идеи (32 %), поиск команды (31 %) и общение с единомышленниками (31 %).

Основными барьерами они считают нехватку стартового капитала (53 %), сомнения в своих силах (50 %), отсутствие знаний и навыков (47 %), страх совершить ошибку (43 %). Несмотря на существующие барьеры, 71 % молодёжи хотели бы принять участие в акселераторах, бизнес-инкубаторах по развитию ИТ-предпринимательства.

При выборе акселератора важнее всего стоимость участия (52 %), финансовая поддержка стартапа (43 %), сопровождение после завершения акселератора (40 %), полезные форматы обучения (37 %), достижения выпускников программ (36 %) и их отзывы (35 %).

Из существующих олимпиад и конкурсов ИТ-стартапов респонденты лучше всего знают о таких, как Всероссийская олимпиада школьников по предпринимательству и «Большая перемена — время твоих возможностей» (35 % и 31 % опрошенных соответственно).

Опрос проходил онлайн среди мужчин и женщин 12-35 лет, которые живут в городах России с населением свыше 100 тыс. человек. Всего в опросе приняли участие около 500 человек.

С 2020 года в молодёжных программах Сбера приняли участие более 200 тысяч человек из всех 89 регионов России и ещё 24 стран, включая Армению, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. За это время было создано свыше 4 тысяч технологических проектов — от MVP до прототипов готовых решений. С 2022 года 95 выпускников программ привлекли более 620 млн рублей инвестиций. Формат школьного и студенческого акселераторов построен так, чтобы любой участник мог пройти полный путь предпринимателя — от идеи до выхода на инвесторов или запуск пилотного проекта.