Игры нашего детства

Кто из нас в детстве не играл в солдатиков, не собирал латунные фигурки воинов разных эпох и родов войск, не вырезал из бумаги танк, самолёт или пушку для одной лишь цели - разыграть самому или с друзьями настоящий бой, где наши всегда побеждают?

С наступлением новых времён изменились не только игры, но и материал и возможности для ребячьих «военных» поединков. Современные дети сплошь подсели на электронные «стрелялки», закачанные в компьютеры, смартфоны или планшеты. Нет, никто не против таких увлечений, хотя, если честно, иногда бывает тревожно и жаль детвору. Много ли ребёнку дают такие игры с точки зрения интеллекта, мозгового развития, а не удобного, прежде всего для родителей, времяпрепровождения подрастающих чад? Сложный вопрос, хотя медицина и думающие люди и на него знают ответ.

Но электронные игры - это лишь часть застольных игровых предпочтений современного ребёнка. Никуда не делись и предметные игры, где в центре боёв всевозможные герои с грозным выражением лиц, вооружённые немыслимым оружием, с невообразимой техникой, которую может придумать разве что фантазия художников и производителей игр.

И всё бы ничего, да вот только большинство таких предметных игр изготовлены сплошь из пластика либо из металла, хотя известно, что цена металлических военных игрушек больно «кусается». И ещё один не очень приятный для нас момент: эти игры пришли к нам оттуда, из-за границы - мы не хозяева, а просто их перекупщики. Мы платим за импортный товар, поддерживая игровую индустрию, а значит - экономику этого самого зарубежья.

Справедливый вопрос: а есть ли выход из такой, прямо скажем, не очень выгодной для нас ситуации?

Оказывается, есть, и мы попробуем рассказать об этом на примере одной истории.

Подальше от суеты

Но прежде чем перейти непосредственно к заявленной теме, представим, хотя бы в общих чертах, главного героя нашего рассказа.

Илья Лукьянов - высокий, спортивный 40-летний мужчина, в недавнем прошлом москвич. В своё время окончил вуз по специальности «экономика управления на предприятиях транспорта». При институте была военная кафедра, Илья подписал контракт и пять лет служил в Вооружённых силах, уволился в звании капитана. Потом были, как говорится, поиски себя и своего места под солнцем. Работал на буровых установках, серьёзно увлёкся фотографией. 20 лет являлся успешным фотографом, параллельно имея диплом преподавателя по фотоделу, несколько лет вёл занятия по мастерству фотографии в колледжах Москвы.

Вроде бы всё у Ильи Лукьянова складывалась не хуже, чем у других. Есть в Москве квартира, семья, двое мальчишек, определённый коммерческий успех, прочие блага столичной жизни. Но в душе поселилась тревога - не за себя, за детей.

- Вы же знаете, какая сегодня сумасшедшая жизнь, сколько опасностей окружает и поджидает ребёнка, - рассуждает он, - Понимая это, я всё чаще задавался вопросами: что с ними, моими ребятами, будет, смогу ли я уберечь их от того негатива, который мы встречаем на каждом шагу? А я хочу, чтобы дети выросли здоровыми, сформировались как личности и стали настоящими людьми.

Семь лет назад, приняв непростое решение, Лукьяновы на средства материнского капитала купили землю и обычный сельский дом в далёкой орловской деревне Желевая Дубрава, что в Верховском районе. Началась другая, совсем не столичная жизнь с полным набором бытовых проблем, которые нужно решать день ото дня.

- Нет, это совсем не пугает, - признаётся он, - Здесь простор, чистый воздух, нет суеты, шума. Я очень люблю природу и мечтаю заняться охотой. Работаю дома, на удалёнке, на жизнь хватает. Оба мальчика, Алексей и Костя, учатся в Русско-Бродской школе - в 8-м и 3-м классе. До трассы ходят пешком, дальше добираются автобусом.

Бой за Великие Луки

Пока мы ведём разговор, Илья вынимает из коробки и разворачивает на редакционном столе свою рукотворную армию - игру под названием «Комбриг». Она и стала поводом для знакомства и встречи.

Сразу скажу: игра необычная, увлекательная, предназначена детям с шестилетнего возраста, простая и вполне доступная для понимания и абсолютно безвредная. А необычная тем, что всю её до последнего элемента своими руками может собрать любой ребёнок.

...Итак, на одном из участков боя за город Великие Луки в годы Великой Отечественной войны сражаются двадцать бойцов Красной Армии при поддержке артиллерийских орудий, танков Т‑34, КВ, реактивного миномёта «катюша». На подвозе снарядов задействованы знаменитые «полуторки», солдатская кухня доставляет обед. Бойцы - в экипировке, с оружием и боевым флагом. По щелчку игрока из стволов пушек и танков летят снаряды, машины движутся, колёса крутятся, бой жаркий и складывается непросто…

Словом, всё по-настоящему удивляет и захватывает. Даже взрослого, а что говорить о ребёнке?!

Конечно, никаких страшных взрывов, огня и дыма нет - как нет ни убитых, ни крови, потому что все бойцы и военная техника сделаны из плотного гофрокартона. Изделия крепкие, не рвутся, не ломаются, сколько их ни катай и ни переворачивай.

- То, что задействовано в этой игре, составляет стандартный набор: 21 солдатик и восемь единиц техники, - поясняет Илья. - Но вариантов игры может быть сколько угодно. В моей коллекции их уже 24, примерно 500 бойцов и около 200 единиц техники.

Мне интересно, как пришла человеку в голову сама идея такой предметной игры.

- Была пандемия, - говорит мой собеседник. - У детей кроме небольшой работы по дому других занятий не было сидели, уткнувшись в планшеты. Через несколько дней глаза у них синие, сами зелёные. Ну и предложил им: давайте поиграем во что-нибудь ещё. Где взять? Говорю: а мы сейчас нарисуем. Вместе подумали, нарисовали солдатиков. Их надо на чём-то возить. Сделали машину, на ней кузов, потом к машине прицеп. И пошло-поехало. Начали придумывать свои правила, технику, сценарии сражений. Попробовали более плотный материал - картон, склеили, создали образцы боевых машин. Так в течение года идея постепенно обрела реальные черты и в конечном итоге вылилась в занимательную игру, которую мы назвали «Комбриг». Два года потом дорабатывали, каждый элемент проверяли практикой. И Алексей, и Костя во всём этом творческом процессе не просто участвовали - они как представители своего поколения постоянно что-то уточняли, меняли, потому что лучше знают, чего хотят и что ждут от игры современные дети.

Если суммировать плюсы

Кто-то, дочитав до этой строки, скептически ухмыльнётся: ну вот, мол, 21 век, а мы опять про картонки...

Что ж, можно ответить так: смотря какие картонки и для чего. По мне, так лучше для ребёнка игра, которая не вредит здоровью, побуждает мыслить, развивает фантазию, способствует изучению истории своей страны, её славных страниц. Разве это не плюсы?!

А как не оценить такой, без сомнения, положительный момент, что ребёнок сам, своими руками собирает игру, склеивает, подгоняет детали, формирует целое воинское подразделение?! Работает мелкая моторика, появляются интерес и желание сделать что-то самому, своими руками, накапливаются практические навыки.

Здесь, по сравнению с компьютерной игрой, ты сам командуешь боем, задаёшь стратегию и тактику, определяешь, когда открывать огонь, какую и в какой момент выдвигать боевую технику и зримо видишь натуральный результат.

В такой игре нет агрессии, ибо содержание боя зависит от воображения ребёнка, а фантазии детей изначально не содержат жестокости. Жестокость они могут почерпнуть как раз из тех самых современных электронных игр со всякими монстрами да уродцами в качестве героев.

По ходу отметим, что вся концепция игры «Комбриг» полностью, до мелочей отработана: написаны правила, учтены возможные действия каждого бойца и каждой единицы техники. А что касается сценариев, то их может быть сколько угодно - от больших сражений до локальных боёв за высоту, населённый пункт, улицу, дом, переправу... Здесь полёт детской фантазии неограничен.

Купить или произвести?

Илья Лукьянов говорит, что сейчас настал момент, когда игру необходимо тиражировать - «запускать в народ». Её уже оценили не менее ста человек: друзья, знакомые, сослуживцы, их дети. Отзывы самые добрые.

В «Комбрига» с удовольствием играют в Русско-Бродской школе, куда её принесли младшие Лукьяновы. И что ещё важно: она не ограничена местом - бой можно разворачивать и на обычном столе, и на всю ширину любого помещения, скажем, спортивного зала.

Ещё одно удобство состоит в том, что вся техника, как то: танки, пушки, автомобили, «катюши» просто выдавливаются пальцами из трафаретного листа гофрокартона формата А 4. В нем всё уже рассчитано, размечено с точностью до миллиметра. Играющий сам выдавил, сам сложил, сам склеил - войско к бою готово!

Иными словами, ребёнок при покупке получает на руки плоскую пачку с трафаретом игры, где всё вырублено до мельчайших деталей.

Что ещё важно: заменяемость любой детали. Если вдруг что-то в процессе игры оторвалось - взял клей, тут же всё исправил, поставил на место. Игру удобно хранить, переносить, брать с собой на отдых, в путешествие, в школу - куда угодно.

- Почему же, - спрашиваю главного конструктора, - «Комбриг» ещё не стал достоянием широких детских масс?

- В этом и состоит основная проблема, - отвечает Илья. - У нас, к сожалению, в последние годы привыкли перепродавать, а не производить своё - я говорю об индустрии игр. Легче купить китайское «лего», чуть-чуть продал, чуть-чуть заработал, основная прибыль пошла нашим друзьям из Китая. А своё производство надо настраивать, «раскручивать» сеть продаж. Для этого нужен либо солидный грант, либо госконтракт, либо увлечённый бизнесмен или фирма, изначально нацеленная на успех.

Илья уже приступил к работе в этом направлении. Сделаны сайт игры и видеоролик, подготовлен красивый глянцевый журнал, снят телевизионный сюжет. Профессиональные художники поработали над дизайном игры, подобрали цветовую гамму.

Илья уверен: вложенные деньги быстро окупятся, а «Комбриг» непременно займёт свою достойную нишу на площадке детских игр. Наших, отечественных.