22 февраля нашему знаменитому земляку - плодоводу, доктору сельскохозяйственных наук, профессору, академику РАН, заслуженному деятелю науки РФ, почётному гражданину Орловской области Евгению Николаевичу Седову исполняется 95 лет. Всю свою жизнь Евгений Николаевич создаёт новые сорта яблонь и груши.
Мальчишка военного времени Женя Седов победную весну 1945 года встречал в твёрдой уверенности, что вырастит для своей страны лучшие в мире яблони. Евгений Николаевич не понаслышке знает, что в мае 1945-го яблони цвели особенно буйно, радуя воинов-освободителей и мирных жителей опьяняющим ароматом долгожданной Победы.
Мечту растить сады в юное сердце заронила чудом попавшая из разбомблённой библиотеки родного Павловска Воронежской области книжечка С.И. Исаева «Мичуринские сорта плодовых и ягодных культур». Для сельского мальчишки научные книги с терминами оказались увлекательнее приключенческой литературы. Уже будучи взрослым человеком, Седов познакомился и подружился с автором книги, определившей его жизненный путь.
Первым шагом к большой мечте стало поступление в 1947 году в Воронежский сельскохозяйственный институт. Вступительные экзамены Евгений сдал с лёгкостью, а вот во время первой сессии его чуть не отчислили.
К октябрю развалились тапки, в которых он приехал на учёбу. И до самой сессии по грязи и холоду первокурсник Седов ходил на занятия босиком, заработав ревматизм, не смог передвигаться. Болезнь ещё грозила осложнением на сердце, но лечь в больницу означало потерять 200 г хлеба: пациентам его давали 300 г в день, а студентам - 500 г. Женя остался болеть в студенческом бараке. Но однажды сокурсник сообщил ему об отчислении. Оценив состояние здоровья Седова, в деканате ему предложили взять академический отпуск. Но он не мог позволить себе вернуться домой к маме. Ей, и без того еле сводившей концы с концами, любящий сын, чтобы не тревожить, даже не сообщал о своей болезни. Через годы Евгений Николаевич посвятит маме книгу «Сад памяти». А тогда, собрав волю в кулак, Женя, несмотря на мучившую боль, начал сдавать зачёты и экзамены и восстановился в институте. Перед молодостью и оптимизмом болезнь отступила.
Евгений Седов с головой погрузился в исследовательскую деятельность. Впрочем, занятия наукой не помешали ему ещё на третьем курсе на соседнем потоке приметить лучшую девушку - Зину. Поженились они, когда Евгений был аспирантом НИИ садоводства им. И.В. Мичурина города Мичуринска Тамбовской области. Рекомендацию для поступления в аспирантуру Евгений получил, не имея производственного стажа, - исключительный для того времени случай. Но студенческие наработки Седова оценили как имеющие огромное значение для науки и общества и требующие дальнейших научных изысканий.
В течение трёх аспирантских лет будущий академик работал над темой подбора лучших опылителей для новых сортов яблонь. Молодой учёный научился решать вопросы подбора сортов, взаимно опыляющих друг друга, их размещения в саду. Но это решало ещё не все задачи получения высокого урожая. Яблони одолевала вредоносная парша, превращая аппетитные плоды в нетоварные. Деревья уставали от цветов и урожая в год плодоношения и на следующий год обязательно отдыхали. Кроме того, производственники требовали разнообразия вкуса, окраса яблок, увеличения срока их лёжкости, указывали на проблемы c зимостойкостью.
Решение всех вопросов молодой учёный Евгений Седов видел в селекции, в выведении новых сортов, которые не будут болеть, будут плодоносить не через год, а более регулярно, плоды будут обладать целительной силой и храниться до нового урожая. Мечты тогда ещё аспиранта многие садоводы называли сказкой, ведь на селекцию смотрели, как говорит Седов, «обидно снисходительно». Тем не менее желание Евгения Николаевича заниматься селекционной работой было решительным.
В 1955 году Евгений Седов (с семьёй) приехал претворять сказку в быль на Орловскую плодово-ягодную опытную станцию. Ради Орла отказался от престижного места в НИИ садоводства им. И.В. Мичурина, который имел всесоюзное значение и осуществлял научно-методическое руководство всеми научно-исследовательскими учреждениями страны своего профиля.
- На Орловской плодовке плановая работа по селекции не велась, а это давало полный простор для самостоятельности и творчества, - объясняет свой давний выбор Евгений Николаевич. - Ни разу не пожалел о том своём решении, - подчёркивает маститый академик.
Весной 1956 года Евгений Седов перевёз на плодово-ягодную станцию гибридные семена, однолетние и двулетние сеянцы яблонь, полученные в Мичуринске во время выполнения аспирантской темы, и начал планомерную работу по селекции яблонь. Инновационным по тем временам решением молодого учёного было формирование группы по созданию и оценке сортов, в которую, кроме селекционеров, были включены сортоведы, цитологи, фитопатологи, специалисты по сортовой агротехнике.
- Мы не могли подходить к жизни со старыми мерками, когда для получения сорта требовалось 40-45 лет. Убыстряющийся темп жизни требовал интенсификации селекции, - рассказывает Евгений Седов.
Если написать, что селекционер Евгений Седов выполнил некогда поставленные перед собой задачи - вдвое сократить сроки селекции, создать сорта с теми сказочными свойствами, о которых только можно было мечтать, - с этим в первую очередь не согласится сам Седов. Он поправит: «Евгений Седов с его комплексным междисциплинарным коллективом». В его составе и самый близкий человек - супруга Зинаида Афанасьевна, доктор наук, много лет заведовавшая лабораторией биохимической и технологической оценки и хранения плодов.
Они вместе и дома, и на работе 72 года, потому дела только спорились и дома всё всегда чередом было. Семья росла - дети, внуки, правнуки. В профессиональной деятельности учёные разрабатывали новые направления исследований. Так, супруги Седовы первыми в стране занялись выведением сортов с улучшенным химическим составом. Сорт «вита» содержит 25 мг аскорбиновой кислоты на 100 г плодов вместо обычных для средней полосы 10 мг на 100 граммов. Ещё до того как широко заговорили о важности в питании витамина Р, работали над сортами «кандиль орловский», «болотовское», в плодах которых этот витамин содержится в рекордных количествах - 400 мг на 100 граммов.
Седов вывел сорта, можно сказать, с лечебными свойствами. Научное кредо селекционера - быть первым. Под его руководством созданы первые в стране сорта, иммунные к парше, а это значит, что сорта орловской селекции намного реже обрабатываются от вредителей и болезней. Яблоками некоторых их зимних сортов можно лакомиться до нового урожая.
Евгением Седовым впервые в мире создана серия так называемых триплоидных сортов яблони. Именно благодаря триплоидности они отличаются более регулярным плодоношением, а не чередованием в получении урожая, когда один год плодородный, а следующий - совсем без яблок. Селекционер живо откликнулся на запрос садоводов выращивать в садах низкорослые и колонновидные яблони - такие выведены им именно для нашей полосы.
Создавая сорта, Евгений Николаевич ещё и ковал научные кадры - под его руководством защищены 11 докторских и 14 кандидатских диссертаций.
В своё время благодаря настойчивой и плодотворной работе Евгения Николаевича Седова опытная станция получила статус Всероссийского научно-исследовательского института. Но Евгений Седов, чей научный авторитет непререкаем, обладая российскими и международными званиями и наградами наивысшего достоинства, на достигнутом не останавливается. Перед собой и своим коллективом селекционер поставил задачу создать сорта яблонь, одновременно обладающие триплоидией, иммунитетом к парше и колонновидностью - три в одном. И, конечно, задача будет выполнена!
Многолетний опыт своей работы Евгений Седов отразил в научных трудах. Он автор и соавтор 43 книг, 1000 научных статей, опубликованных в различных российских и зарубежных изданиях. Но среди его многочисленных работ есть особые. Это два справочника, посвящённые учёным-садоводам - участникам Великой Отечественной войны.
А ещё тема героического прошлого отражена в названиях сортов: «память воину», «ветеран», «патриот», «орловский партизан» (в Госреестр внесён в год 65-летия Победы), «день победы» (в Госреестре с 2020 года, когда страна отметила 75-летие Победы).
- Возможность увековечить в названии нового сорта благодарную память - одна из значимых сторон деятельности селекционера, - говорит академик.
Из 100 сортов яблони и груши, автором и соавтором которых является Евгений Николаевич Седов, 62 включены в Госреестр селекционных достижений, допущенных к использованию, им получено 52 авторских свидетельства на сорта, три патента на изобретения и 50 патентов на селекционные достижения.
- Сад - это единственное дело, которым я занимался всю жизнь и буду заниматься до конца, - говорит, открывая двери своего рабочего кабинета во ВНИИ селекции плодовых культур, обладатель званий «Международный человек тысячелетия», «Выдающийся интеллектуал XX столетия» Евгений Николаевич Седов.