Ещё недавно мы вспоминали, как «несмысленные и медлительные сердцем» апостолы ждали смены политического строя в Иерусалиме целых три дня! Идя в Эммаус, будучи разочарованным, апостол Лука с сожалением жалуется воскресшему Христу, Которого вначале не узнал: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло».
Вплоть до распятия Христова апостолы ждали политического, физического царства с центром в Иерусалиме. Они ещё не могли помыслить, что Царство Божие неотмирно. Апостолы выросли в той среде, где плотское представление о Царстве Божием и недоступность Бога были аксиомами духовной жизни. Увидеть в человеке Бога для иудея было вещью запретной, караемой смертью. Лишь после Вознесения им явственно вошла мысль, что Царство Бога - не Иерусалим, а иной мир. Вместе с тем естественно встал вопрос: как с этим Царством связаны люди? Ответом послужило сошествие Святого Духа на апостолов. Бог показал, что люди связаны с Ним посредством Духа Святого.
Праздник Пятидесятницы, или Сошествия Святого Духа на апостолов, называется ещё днём Святой Троицы потому, что после сошествия Св. Духа началась новая эра Божьего плана - период служения Духа Святого. Со дня Пятидесятницы исполнились слова Христа: «И я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины». Дух Святой сошёл на землю не на какой-то ограниченный период времени, а чтобы постоянно пребывать здесь, чего никогда раньше не делал. В ветхозаветный период Он нисходил на людей временно, для какой-то определённой цели. Но ни на одном человеке Дух Святой не пребывал постоянно. Только в период земного служения Христа Дух Святой пребывал на Нём непрерывно. Только исключительно на Иисусе Христе.
В Ветхом Завете сошествия на людей были различны как по продолжительности, так и по своему характеру. Они могли быть краткими и поверхностными или длительными и глубокими. В любом случае Дух нисходил на немногих избранных людей, чтобы они могли быть исполнителями какой-либо специальной воли Бога (например, судьи, пророки, цари, строители скинии). Или вспомним более яркий эпизод уже новозаветной истории, когда Ангел Гавриил благовестил Марии о рождении Иисуса: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». При этом Дух Святой не просто содействовал человеку, но и Своим присутствием изменял личность, воздействуя на всё его существо. Исполнение Духом Божиим было редким уделом немногих даже среди праведников. И даже на удостоившихся принять Его Он пребывал непостоянно, отходя от личности из-за грехов (например, Давид).
Праздник Св. Троицы ещё называется Днём рождения Церкви, так как сойдя на апостолов, Дух Святой образовал из маленькой иудейской общины Церковь Христову. С этого момента Дух Святой постоянно обитает в верующих, образуя из людей Церковь. Теперь каждый человек после Крещения в таинстве Миропомазания получает Дух Святой, Который его изменяет, исцеляет и подаёт ему всё необходимое для жизни святой. В Церкви всё совершается Духом Святым. Мы творим лишь форму, а Дух наполняет всё жизнью. Как это происходит, мы до конца не в силах понять, поэтому различные действия Духа Святого в Церкви называются Таинством. Если в день Пятидесятницы апостолы получили различные дары Духа, в том числе дар говорения на иностранных языках для проповеди Евангелия по всей вселенной, то и сегодня каждый из нас получает в Церкви силу деятельного добра.
Священник Максим Удовиченко,
кандидат богословия,
клирик храма Иверской иконы Божией Матери


