По традиции его сопровождал глава района Николай Чиняков.
Он рассказал журналисту «Орловской правды» о том, что сейчас нужно нашим бойцам на передовой, как они воюют, каков их настрой, оказывает ли район поддержку их близким.
- Николай Владимирович, почти каждый груз сопровождаете вы сами - почему? Как глава района чувствуете ответственность за болховских ребят?
- Конечно. Когда началась мобилизация, я переносил это тяжело - понимал, куда и зачем они уезжают. Знал: кто-то из них оттуда не вернётся. Поэтому мы стараемся помочь каждому бойцу, учесть все пожелания и просьбы - возможно, наша поддержка поможет сохранить им жизнь.
- Когда Болховский район только начинал отправлять гуманитарные грузы в зону СВО, какая помощь была востребована?
- В начале специальной военной операции просьбы наших земляков в основном касались продуктов. Мы сразу откликнулись, собрали машину и отвезли всё необходимое - от картошки до мяса. Первая встреча была в Белгородской области, там мы передавали гуманитарный груз. А уже спустя месяц после мобилизации оказывали нашим ребятам более существенную поддержку. В Ковров, где они находились в учебке, возили по их просьбе рации и коптер. Потом приобрели и передали генераторы (в декабре наши бойцы уже начали занимать позиции в ЛНР и ДНР).
- Помощь района адресована в основном болховчанам?
- Не только. В одну из первых поездок в Кременную (ЛНР), когда мы подъехали к месту назначения, из леса вышло 30 человек. Начали общаться - оказалось, там не было никого из орловских, а мы ждали своих земляков. Бойцы попросили сигареты, мы, конечно, дали. Они были из Волгограда, Саратова, Самары. Один из них сказал: «Когда мы видим машину с номером, на котором указан 57-й регион, понимаем, что привезли гуманитарный груз и нам что-то тоже дадут». И это не единичный случай.
- Есть ли среди болховчан, участвующих в спецоперации, женщины?
- Есть, но мало. Они в основном находятся в медсанчастях.
- Как вы формируете гуманитарные грузы?
- Со всеми ребятами - мобилизованными, контрактниками из Болховского района - мы поддерживаем связь. Регулярно интересуемся, как идёт служба, есть ли трудности. Они в свою очередь спрашивают, как обстоят дела у нас - в районе, в городе… Общаемся мы через мессенджеры, иногда даже созваниваемся (когда ребята выезжают ближе к нашей границе). Сейчас они иногда забирают грузы сами. Например, говорят, что через неделю будут проезжать мимо нас - мы к этому времени готовим всё необходимое. В этот раз ребята попросили комплект спутниковой связи Starlink, дизельный генератор, бронежилеты, болгарки и другие инструменты, газовые баллоны, окопные свечи. От продуктов отказались - сказали, их достаточно. Попросили только шоколад, конфеты, кофе, чай - это востребовано всегда. Сразу после того, как мы приняли заявку, начинаем её отрабатывать. В этом принимают участие все - организации, главы КФХ, индивидуальные предприниматели, главы сельских поселений, жители. А сколько грузов отвезли туда фермеры - тот же Владимир Иванович Шашков, - в том числе, дорогостоящее оборудование, технику: машины, мотоциклы, багги!.. Кстати, фермеры Орловской области тоже постоянно на связи, обмениваются информацией о гуманитарной помощи. Активно участвуют в сборах волонтёры, церковь - настоятель Спасо-Преображенского собора протоиерей Александр Кузнецов и сам не раз был «за ленточкой». Ему, а также фермерам, предпринимателям, волонтёрам и всем остальным жителям - низкий поклон! Даже 100 рублей и тёплые носки, связанные нашими бабушками, - хорошее подспорье.
- Сколько раз вы уже возили грузы на передовую?
- Больше 20. Обычно у нас несколько машин, за рулём одной из них еду я.
- А вам не страшно?
- К этому привыкаешь. В одну из первых поездок мы передавали груз, а рядом работал миномёт. Машина даже подпрыгивала на месте. Разгрузились, и ребята позвали пить чай. Спрашиваю у бойца: «Может же и сюда «прилететь»? «Конечно, - отвечает он. - Миномёт-то работает. Сейчас поднимут «птичку», выследят - и к нам». С той стороны всё равно, в кого стрелять - в военных ли, в гражданских… Я ездил летом в ДНР - страшная картина. После определённого участка пути не попалось ни одной машины, только подбитые гражданские…
- Николай Владимирович, приезжают ли болховчане, задействованные в СВО, домой в отпуск?
- Да, вот только что от меня вышел боец Николай. Он приходил в плановый отпуск. Проведал семью, зашёл ко мне. Спросил его, какая нужна помощь. Он от всего отказался. Тогда я отдал ему шлем, который беру с собой в зону СВО - ему нужнее. Это шлем из той серии, которую мы закупали когда-то для наших ребят. Николай поинтересовался - надёжный ли? А он сам был в таком же, когда прилетевший осколок застрял в его шлеме, не сумев пробить - значит, надёжный. Ушёл довольный.
- У воинов из Болховского района здесь остались родные. Обращаются ли они за помощью и что просят?
- Ничего особенного, это бытовые просьбы. Помогаем им опилить деревья возле дома, почистить снег, решаем другие повседневные проблемы. Один раз, правда, были вынуждены отказать: родители очень соскучились по сыну, попросились к нему, а он просил их не приезжать, так как это опасно. Кстати, ребята и нас предупреждают, в какой точке лучше назначать встречу, чтобы не подвергать опасности ни нас, ни себя.
- Какое настроение у наших бойцов?
- Боевое.
- Не жалуются?
- Нет, даже шутят. Раз я приехал, было затишье. Артиллерия молчит. Я и говорю: «Ребята, как у вас тут хорошо!», а они смеются: «Приезжай в отпуск, Владимирович, деньков на десять - отдохнёшь, выспишься. Мы тебя в баню сводим».
- Николай Владимирович, а когда они вернутся, как их встретят? Будут ли для них рабочие места?
- К сожалению, вернутся не все наши ребята. Кто-то из них уже приобрёл жильё в других регионах - например, в Тульской области, в Подмосковье. Многие подписали контракты, связав свою жизнь с армией. А тем, кто приедет, мы, разумеется, поможем трудоустроиться. Рассчитываем на них и в плане патриотического воспитания. У меня, да и, думаю, у всех остальных жителей нашего района сейчас одно большое желание - дождаться их. А потом мы устроим большой праздник! Ну а пока - здоровья нашим парням и удачи. Победа будет за нами!


