Как отмечает эксперт Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС Евгения Матвеева, по завершении экзаменационной кампании Рособрнадзор традиционно собрал предложения от школьников, родителей и педагогов о том, как можно изменить формат ЕГЭ. В этом году в ведомство поступило около двухсот обращений, и одной из самых ярких идей стало разделение ЕГЭ по русскому языку на базовый и профильный уровни по аналогии с ЕГЭ по математике. Сторонники инициативы считают, что такой подход позволит более чётко учитывать будущую профессию выпускников. Например, для поступления на экономические и технические направления достаточно будет сдать базовый экзамен, а для абитуриентов, которые выбирают филологию, журналистику или лингвистику, потребуется профильный уровень.
Разговоры о разделении ЕГЭ по русскому языку ведутся уже несколько лет. Идея регулярно появляется в обращениях к Рособрнадзору и обсуждается в экспертном сообществе. Её поддерживает и профессор НИУ ВШЭ Виктор Болотов, один из разработчиков системы ЕГЭ. Он объясняет это не только необходимостью точнее отбирать студентов для гуманитарных направлений, но и другой важной проблемой. По словам Болотова, для многих школьников русский язык не является родным — они общаются дома на другом языке. Для них нынешний формат экзамена оказывается слишком сложным. В этом случае, считает эксперт, введение двухуровневой модели стало бы справедливым решением: «русский как государственный» для большинства выпускников и «русский специальный» для тех, кто собирается работать в языковой сфере. Несмотря на аргументы специалистов и интерес общественности, Рособрнадзор пока не поддержал идею. В ведомстве считают, что действующий формат экзамена по русскому языку обеспечивает единые условия для всех и не требует деления на уровни.
Обсуждение продолжается до сих пор. Эксперты подчёркивают, что тема становится всё более актуальной, поскольку единый экзамен по русскому языку остаётся обязательным для всех выпускников, и вопросы к его содержанию возникают регулярно.

