Решение о прекращении представительства России во всех структурах Болонского процесса было оглашено в апреле 2022 года, в мае того же года российские вузы приняли решение о выходе из Болонской системы.

Впервые названы сроки выхода России из Болонской системы, которая была создана в 1999 году для создания универсального стандарта высшего образования в Европе и признана в 49 странах. Россия присоединилась к этой системе в 2003 году и отказалась от советских степеней «специалиста» в пользу двухуровневой системы четырехлетнего бакалавриата и факультативного двухгодичного последипломного образования в 2009 году.

Эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Светлана Долгова отмечает: не исключено, что в основу новой системы будет положена концепция 2+2+2, обеспечивающая более гибкие возможности для студентов по изменению образовательной программы.

Система «2+2+2» предполагает, что первые два года обучения будут посвящены формированию фундаментальных знаний студента, что будет эквивалентно степени бакалавра, вторые два года - профилированию (диплом специалиста), а последние два года на курсах «Магистр» для углубления полученных знаний. По этой системе студент сможет выбрать направление своего обучения уже с третьего года обучения.

Любая система должна основываться на культурно-исторических особенностях страны, но Болонская система, отмечают эксперты, разработана в соответствии с устоявшимися западными ценностями и не подходит для России.

Переход отечественных вузов на Болонскую систему, начатый в 2009 г. и завершившийся в 2013 г., привел к исчезновению специальностей и специфических квалификаций выпускников, что в свою очередь, создало для них определенные трудности на рынке труда, так как квалификация «бакалавр» или «магистр» не готовила их к конкретным профессиям в России, а многие работодатели заявляли, что недовольны уровнем подготовки выпускников вузов и что они не могли предложить им хорошую работу до дополнительного обучения.

Однако возврата к советской системе обучения в течение пяти лет по фиксированному курсу без возможности смены курса не будет. Важно расширить специальность по отдельным направлениям, прежде всего, по инженерным и технологическим специальностям.

Сейчас есть высокий государственный спрос на инженеров, а также технологов, которые могли бы помочь решить проблемы импортозамещения и наладить разорванные цепочки взаимодействия внутри бизнеса.

Новая система повысит популярность высшего образования в России, что важно в условиях быстро меняющихся требований рынка труда и будет работать для большинства отечественных университетов и их программ, и курсов.

В России будет своя система образования. Министерство предусматривает плавный переход от Болонской системы к национальной. Переход на новую систему будет способствовать укреплению научно-образовательного потенциала отечественных вузов.