6 октября в Государственной думе прошли парламентские слушания, в рамках которых были рассмотрены поправки в Закон об ОСАГО в части натурального возмещения. Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев обозначил стоящую перед страховым сообществом проблему. По его словам, доля восстановительного ремонта по ОСАГО сейчас не превышает 5-6 %.

Уфимцев добавил, что в реализации натурального возмещения в новых для рынка условиях есть ряд сложностей. Поскольку страховщик не проводит ремонт самостоятельно, он зависит от СТО и поставщиков запчастей. В свою очередь, СТО не подконтрольны страховщикам, и на них не распространяется действие Закона об ОСАГО. Они не обязаны заключать договор со страховой компанией и могут отказаться проводить ремонт даже при наличии направления у клиента. Таким образом, на данный момент в действующих положениях закона нормальное функционирование системы натурального возмещения невозможно.

Для решения проблемы страховщики предлагают провести реформу системы возмещения вреда по ОСАГО.

Как сообщили в пресс-службе информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза», предлагается внести в закон дополнение, согласно которому в случае, если ремонт не организован страховщиком, но потерпевший после получения страховой выплаты отремонтировал автомобиль и ремонт состоялся в течение 9 месяцев после первой выплаты, потерпевший вправе обратиться к страховщику за компенсацией стоимости износа, которая по условиям закона вычитается из страховой выплаты, но подлежит возмещению при натуральной форме. Важно отметить, что предложение носит компенсирующий характер по сути для той категории автомобилистов, которым требуется восстановительный ремонт после ДТП, при этом сохраняется возможность заключить со страховщиком соглашение и получить денежную выплату и далее распоряжаться ею по своему усмотрению.

В рамках парламентских слушаний председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков сообщил, что кризис на рынке автозапчастей привёл к повышению уровня мошенничества. «Сейчас понятно, что в условиях ухода многих производителей автомобилей из нашей страны возникают сложности по части восстановительного ремонта. Этим пользуются в том числе и «ушлые ребята», которые составляют договоры с теми, кто попал в ДТП, и начинают вести взаимоотношения уже со страховыми организациями, делая на этом бизнес. Естественно, такое поведение надо пресечь. Я бы, например, предложил третью сторону во взаимоотношениях потерпевшего в ДТП и страховой компании вообще убрать. Водитель, попавший в ДТП, имеет право на страховые выплаты. Естественно, он должен получать эти выплаты напрямую, не вовлекая в этот процесс автоюристов», — сказал Аксаков.

Зампред Банка России Филипп Габуния подчеркнул, что в рамках обсуждаемых изменений необходимо обеспечить равный уровень гарантий для всех участников страхового процесса.

В Минфине также поддержали предложение страхового сообщества. С таким заявлением выступил замминистра финансов РФ Иван Чебесков, отметив, что процедура получения выплат для ремонта по ОСАГО должна быть прозрачной и удобной для автовладельцев.

В РСА предлагаемые изменения назвали важными, учитывающими в первую очередь интересы потребителей услуги ОСАГО и позволяющими повысить потребительскую ценность ОСАГО, а также найти баланс во взаимодействии страховщика и пострадавшего.