Высшее образование в России становится совсем другим - более гибким, современным и близким к реальной жизни. За последние три года студенты российских вузов начали не только учиться по своим специальностям, но и запускать собственные стартапы. Теперь в университетах можно получить профессию и одновременно попробовать себя в предпринимательстве. Всё это - благодаря платформе университетского технологического предпринимательства, которую поддерживает Министерство науки и высшего образования.

Платформа появилась в 2022 году и быстро стала частью жизни многих вузов. Её цель - помочь молодёжи раскрыть предпринимательский потенциал и не бояться рисковать с идеями, которые могут изменить мир. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков рассказал о том, что платформа стала важной частью новой модели образования. За три года к ней подключились 434 вуза, а участниками мероприятий стали свыше 793 тысяч студентов и аспирантов. В рамках проекта появилось более 36 тысяч стартапов - часть из них осталась на стадии идеи, но более 5 тысяч уже работают, развиваются и ищут своё место на рынке. Примерно 200 проектов доросли до статуса малых технологических компаний. В университетах создаются специальные стартап-студии. Сейчас их 21, но к 2030 году планируется, что их станет не меньше 50. Эти студии помогают студентам пройти путь от задумки до реального прототипа: научиться оформлять документы, вести проект, защищать идеи, рассчитывать риски и презентовать результат. Всё это происходит в дружелюбной, университетской атмосфере, где можно учиться, ошибаться, снова пробовать и развиваться вместе с наставниками и командой. Одновременно в стране стремительно растёт интерес к предпринимательству среди молодёжи.

Как отмечает эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Ирина Булгакова, сейчас в России насчитывается около 14 тысяч молодых индивидуальных предпринимателей. Многие из них связаны с наукой, технологиями, цифровыми решениями и инженерными разработками. Студенты начинают осваивать не только профессию, но и мышление предпринимателя: они учатся замечать проблемы и предлагать нестандартные решения. Причём это касается не только технических направлений - среди участников проекта есть и гуманитарии, и медики, и дизайнеры. Главное - желание создавать что-то новое и полезное.