Люди заходят в интернет, делают пару кликов, указывают реквизиты карты, подтверждают отправку денег и получают на электронную почту виртуальную версию билета. Но что делать, если сайт оказался мошенническим? Как быть, если деньги переведены, а билета нет?

Продажа несуществующих билетов - это мошенничество, и действия создателей и администраторов мошеннических сайтов подпадают под состав ст. 159 УК РФ «Мошенничество». В данном случае необходимо обращаться с заявлением в правоохранительные органы о проведении проверки и возбуждении уголовного дела. Вопрос с возвратом денег будет решаться уже в процессе расследования уголовного дела. Помимо назначения меры наказания суд обычно взыскивает и возмещение ущерба потерпевшим по данному уголовному делу.

Если сайт просто не возвращает деньги за неполученные билеты, но явных доказательств того, что сайт является мошенническим нет, эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Юлия Пономарева рекомендует подать досудебную претензию на сайт, а в случае отказа или отсутствия ответа - подавать заявление в органы Роскомнадзора и Роспотребнадзора, а также исковое заявление в суд к владельцам сайта.

Также Юлия Пономарева отмечает, что параллельно с обращением в органы полиции вернуть деньги можно при помощи чарджбэка - процедуры отмены операции по пластиковой карте, которая обычно инициируется держателем, в редких случаях (например, операция прошла по несуществующей карте) - банком.

Обманутый покупатель должен подать заявление на чарджбэк в банк, выпустивший пластиковую карту. Заполнить заявление можно как через Интернет, так и лично в отделении банка. Стоит заметить, что в отделении постоянно дежурят специалисты по работе с клиентами. Специалисты обязаны помочь в правильном составлении необходимых бумаг, дать ценные советы, проинформировать о последних изменениях в порядке обработки заявлений. В заявлении необходимо указать подробности дела: личные данные (ФИО, контактный телефон), обстоятельства совершения платежа и доводы, свидетельствующие о мошенничестве. Доказательствами могут выступить: выписки со счетов, договора, видеозаписи и фотографии, скриншоты переписки с мошенниками, данные об их сайтах.

Задача заявителя - убедить соответствующих сотрудников в своей правоте, в том, что операцию следует отменить. Сотрудники - такие же люди, они принимают решение, исходя из доступной информации. Так что уместно будет постараться предоставить максимальное количество фактов. Важно сделать это как можно быстрее. Разные компании рекомендуют подавать заявление в течение 60, 120 или 180 дней с момента совершения покупки.

Зарегистрированное заявление сначала рассматривают в банке, выпустившем карту, с которой произвели платеж. Если заявление обоснованно, то оно поступает к экспертам, обслуживающим платежные системы (Visa, Mastercad, Мир), которые проводят собственное независимое расследование. Далее представители платежной системы направляют требование о возврате средств банку, выпустившему карту, на которую ушли деньги. Второй банк проводит переговоры с предполагаемыми мошенниками, знакомится с их точкой зрения, выносит вердикт. Если представители платежной системы не согласны с вердиктом - завязывается переписка с обжалованиями и арбитражными процедурами.