Это на 9 % выше, чем за аналогичный период 2024 года (2879 уникальных фейков). Этот показатель, по данным аналитиков АНО «Диалог Регионы», является максимальным за весь период наблюдения за информационными вбросами в России.

О том, как противостоять фейкам, обсудят эксперты в ходе третьего международного форума «Диалог о фейках 3.0», который пройдёт в Москве 29 октября в рамках Глобальной недели медиа- и информационной грамотности ЮНЕСКО.

Эксперты АНО «Диалог Регионы» отмечают, что при росте количества уникальных фейков в 2025 году количество их в указанный период соразмерно со значениями 2024 года — 5,5 млн копий в период с 1 января по 30 сентября.

Если выделить самые распространённые категории фейков в 2025 году, то в пятёрку антилидеров войдут вбросы о политике, социально значимых происшествиях, здравоохранении, информационных технологиях и социальной защите. Больше всего уникальных фейков (1401) касается политической сферы. Это на 112 больше, чем в 2024 году. При этом количество копий фейков снизилось с 2,59 до 2,1 млн.

Вбросы по поводу социально значимых происшествий находятся на втором месте — 523 уникальных фейков за неполный 2025 год (на 51 меньше, чем в прошлом году). Третье место занимает дезинформация на тему здравоохранения — 217 фейков (на 13 больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). По теме информационных технологий было запущено 162 фейка (на 6 больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Вместе с этим количество копий фейков данной тематики ощутимо возросло — с 511 тыс. до 612 тыс.

На пятом месте — фейки о социальной защите: в 2025 году появилось 145 уникальных вбросов на эту тему.

Что касается фейков, набравших в 2025 году наибольшее количество просмотров, то это вбросы о масштабном цунами у Петропавловска-Камчатского (361 млн просмотров, 57,6 тыс. копий), «взрыве» на Крымском мосту (151,5 млн просмотров, 50 тыс. копий), нашествии «смертельно опасных» пауков-ос (53 млн просмотров, 21 тыс. копий), введении в России единой школьной формы (46,6 млн просмотров, 14 тыс. копий) и исчезновении из магазинов «Пятёрочка» и «Перекрёсток» продукции компании Mars (46 млн просмотров, 28 тыс. копий).