Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации законоположение Налогового кодекса РФ, закрепляющее, что административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Конституционный суд Российской Федерации ранее неоднократно указывал на необходимость последовательного соблюдения налоговым органом при осуществлении судебного взыскания налоговой задолженности с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, всех сроков, установленных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и, если судебный приказ отменен, для последующего обращения в суд в исковом порядке.

Рассмотрев все материалы дела, Конституционный суд РФ постановил, что абзац второй пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса РФ не противоречит Конституции РФ, поскольку в системе действующего правового регулирования он предполагает обязанность суда, рассматривающего административное исковое заявление о взыскании налоговой задолженности, проверить соблюдение налоговым органом не только шестимесячного срока на подачу соответствующего иска, исчисляемого с момента отмены судебного приказа о взыскании той же задолженности после поступления возражений налогоплательщика, но и шестимесячного срока на обращение за вынесением такого судебного приказа, а также наличие оснований для их восстановления.

По мнению эксперта Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Елены Огневой, данное решение Конституционного суда РФ выступает дополнительной гарантией прав налогоплательщиков в рамках процедур судебного взыскания налоговой задолженности.