Если его примут, то уже с октября 2023 года правительство сможет вводить адресные запреты и ограничения на импорт, осуществляемый корпорациями.

Изначально задача внедрения нацрежима в 223-ФЗ была поставлена первым вице-премьером Денисом Мантуровым незадолго до XVIII Всероссийского форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», однако четкого представления о том, какими нормативными способами можно воздействовать на корпорации, не было. Поскольку в 223-ФЗ такие механизмы попросту отсутствуют.

Как отмечает эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Ирина Авдеева, такая правка в 223 закон позволит использовать систему запретов и ограничений, которая уже работает в рамках 44-ФЗ. Это достаточно понятное правовое действие с точки зрения механизмов, но сложное в контексте работы самих госкомпаний. Для них это будет новая реальность, что несколько усложнит процедуры закупок. Поэтому делать это надо поэтапно, с учетом их инвестиционных программ.

Нельзя не заметить, что до сих пор корпоративный сегмент закупок никак не поддавался протекционизму. В нем физически отсутствуют легальные способы защитить своего поставщика от давления внешнего рынка. А тем более законодательно принудить российские корпорации к использованию отечественных технологий, оборудования или промышленных стандартов. Это существенная уязвимость для технологического суверенитета. Поскольку именно в сфере действия 223-ФЗ сосредоточена основная часть промышленной жизни страны: практически все наукоемкое производство, и вся деятельность сырьевых монополий.

По словам Президента России Владимира Путина, суверенитет - это свобода национального развития, а значит, и каждого человека в отдельности: технологическая, культурная, интеллектуальная, образовательная состоятельность государства.

Если законопроект будет принят, то государство сможет регулировать импорт корпораций при помощи запретов и преференций для отечественных компаний со ссылкой на национальные интересы или безопасность. До сих пор такая политика считается недопустимой именно из-за участия России в ВТО. Однако с недавних пор апелляционные суды ВТО превратились в бессмысленный анахронизм. Они закрыты как для российских, так и для иностранных поставщиков.