Образ Петербурга

То, что спектакль будет интересным, было понятно уже при входе в зрительный зал. Авторам постановки удалось точно передать образ Петербурга пушкинской эпохи: величественного, блистательного, но при этом равнодушного к чужим бедам и безжалостного к «маленькому человеку».

Сценография и костюмы (заслуженный художник России Светлана Архипова) служили отличным дополнением к замечательной игре актёров. Убранство сцены — виды Северной столицы, старинные фонари и безмолвные каменные львы. А ещё — большое зеркало в деревянной раме, в пыльной мути которого будут маячить призраки, привидения, и карета, которая станет выполнять роль и средства передвижения, и проводника в прошлую жизнь персонажей, и портала в загробный мир. А среди всего этого — неподвижная фигура главного героя в военной форме, которая, на первый взгляд, казалась восковой куклой, а не живым человеком. И всё это погружало зрителей в атмосферу таинственности и романтичности ещё до начала представления.

На одном дыхании

И надо сразу сказать, что первое впечатление не обмануло. Почти трёхчасовой спектакль заворожил с первой минуты и смотрелся на одном дыхании. Ни о какой скуке и нудности не было речи и в помине. Наоборот, хотелось растянуть время просмотра, чтобы как можно дольше насладиться происходящим на сцене магическим действом. И ещё до окончания представления захотелось посмотреть именно эту «Пиковую даму» ещё раз. А для этого стоит и в сам Смоленск съездить!..

Лучшая роль

Удивительно точным оказался подбор актёров на роли. Лучшую мужскую роль в спектакле, по признанию жюри, сыграл Никита Куманьков. Германн в его исполнении смотрелся «настоящим Наполеоном снаружи и Мефистофелем в душе» — как отозвался о нём внук старой графини Томский (Артём Быстров). Молодой человек экономит своё скромное жалованье, не рискует играть в карты, когда его богатые приятели из аристократических семей буквально швыряют деньги не глядя направо и налево, выслушивает их унизительные насмешки над его простым немецким происхождением и бедностью. Видя окружающую его роскошь в заснеженном, холодном Петербурге, Германн с горечью восклицает: «Эта красивая жизнь не для меня!..»

Не вырваться из круга

Главный герой прекрасно понимает, что ему никогда не вырваться из круга стеснённых материальных обстоятельств. И как за соломинку хватается за историю о трёх выигрышных картах, которые помогут ему разбогатеть. На пути к своей призрачной цели военный инженер не гнушается ничем. Ему ничего не стоит обмануть светлые чувства юной девушки — бедной воспитанницы и напугать графиню до смерти. Но баснословный первоначальный выигрыш не приносит Германну счастья. Игра с тёмными силами доводит его до сумасшедшего дома, а сам он становится своеобразной картой в роковой колоде судьбы.

Графиня Анна Федотовна (Надежда Трапезникова), по признанию жюри, лучшая женская роль спектакля. Роковая красотка и обольстительница в молодости уверяет всех окружающих, что она не стареет, а молодеет и будет иметь ещё кучу поклонников. Заключившая сделку с дьяволом графиня уверена, что будет жить вечно. Но ночной визит Германна в спальню капризной богатой старухи оборачивается её скоропостижной смертью. Молодой офицер, одержимый жаждой обогащения, в отчаянье кружит в безумном танце ещё не охладевший труп графини, словно старую тряпичную куклу. Но она ещё наведается к нему из загробного мира...

Браво, смоляне!

Очень сильный и глубокий спектакль «Пиковая дама» Смоленского камерного театра, после просмотра которого есть о чём поразмышлять, оставил незабываемые впечатления. Дивная, оригинальная и красивая музыка современного российского композитора Владимира Брусса, эффектные декорации, ожившие карты в красочных карнавальных костюмах и другие моменты представления наверняка надолго останутся в душе зрителей.

Словом, прочтение пушкинской классики получилось весьма достойным. Браво, смоляне!.. (16+)