Документ уточняет ряд базовых для рынка труда понятий, а также усиливает защиту безработных и предлагает инструменты для борьбы с нелегальной занятостью.

Этот документ устанавливает новый порядок получения статуса безработного. Граждане, которые вовремя не заполнили анкету, а также те, кто отказался от 2 подходящих вариантов трудоустройства, или которые не предоставили информацию о результатах переговоров с работодателем в течение 10 дней с момента постановки на учет в органе занятости, безработными не признаются.

Безработные граждане смогут устроиться на краткосрочную работу с частичной занятостью без потери пособия по безработице.

Согласно новой редакции, россияне смогут работать до пяти рабочих дней на основании договора ГПХ, и службы занятости не будут иметь права отменить пособие. Кроме того, по новой редакции для каждого клиента службы занятости построят индивидуальный план, связанный с его профилем.

Решение о признании гражданина безработным принимается по месту регистрации в течение 11 дней с момента подачи заявления, но только в том случае, если он согласен с предложенным индивидуальным планом содействия трудоустройству по результатам профилирования. Заявитель может получить статус безработного, если орган по трудоустройству не в состоянии предоставить «надлежащую работу» в течение десяти дней с момента регистрации.

Положения закона вступили в силу с 1 января 2024 года, он сохраняет действующий размер пособия по безработице (максимум - 12 тыс. руб. в месяц, минимум - 1,5 тыс. руб.), но обязует правительство ежегодно индексировать его на уровень инфляции.

С 2025 года региональные власти должны организовать выездную работу служб занятости на территориях без доступа к интернету.

Как считает эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Елена Минакова, в нынешнем году уровень безработицы в России упал до исторического минимума - 2,9%: сейчас это чуть больше 2 млн безработных по всей стране. Сейчас на первый план, скорее, выходит такая проблема как острый дефицит кадров в разных сферах, поэтому государственная политика в сфере занятости населения, которая была принята 30 лет назад, требовала пересмотра с учетом новых экономических реалий.

Очень важно, чтобы граждане и работодатели знали, что государство может выступать в роли платформы, которая в состоянии помочь людям найти достойную зарплату, а предприятиям - ценные кадры. И в этой связи возникает вопрос в том, что, возможно, стоит рассмотреть вопрос создания на платформе госуслуг раздел по поиску работы, где люди будут обмениваться своими запросами и вакансиями.